Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование у старших дошкольников с нарушением зрения знаний о симметрии и законах ее применения»
Нарушение зрения у детей
Автор: Усачева Дарья Игоревна   
23.06.2023 14:14

«Формирование у старших дошкольников с нарушением зрения знаний о симметрии и законах ее применения»«Формирование у старших дошкольников с нарушением зрения знаний о симметрии и законах ее применения»

Методическая разработка

Автор: Усачева Дарья Игоревна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Актуальность разработки. Технология разработана в рамках одного из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы тифлопедагога в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения- развитие ориентировки в пространстве.

При недостаточном внимании к формированию навыков пространственной ориентировки в дошкольном возрасте, дети испытывают значительные трудности при усвоении знаний по различным учебным предметам, особенно в овладении навыками письма, чтения, счета. Поэтому уровень развития пространственной ориентировки является одним из важнейших показателей как общего развития ребенка, так и его готовности к школьному обучению.

У детей с косоглазием и амблиопией особо страдает бинокулярное зрение, а именно с его помощью можно получить представление о местоположении объектов в пространстве, их удаленности, пространственной протяженности, глубине, высоте, ширине, объемности и т.д. Особенно значительный дискомфорт при ориентации в пространстве дети испытывают в период окклюзивного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз.

 

У дошкольников старшего возраста с косоглазием и амблиопией отражение пространства носит еще диффузный, нерасчлененный характер; представления о пространстве неточны, фрагментарны, их уровень значительно ниже, чем у нормально видящих дошкольников того же возраста. Это касается ориентировки как в микро, так и макро-пространстве: дети способны выделить только отдельные признаки пространства при ориентировании на плоскости, не устанавливая связи между ней и предметами; система ориентиров и точек отсчета не сформирована даже в старшем дошкольном возрасте.

На занятиях в подготовительной к школе группе особое место занимают упражнения по специальной графической подготовке.

К ним относятся графические диктанты, выполняемые на листе бумаги в клетку, работа с трафаретами трафаретами и лекалами: обведение их с помощью контуров геометрических фигур, предметов с последующей штриховкой параллельными, волнистыми, круговыми линиями и т.д.

Одним из этапов обучения выполнению графических диктантов является самостоятельное выполнение заданий, связанных с дополнением части изображения до целого (симметричного и асимметричного рисунка) и выполнение графических изображений в зеркальном варианте по направлениям: вверх, вниз, вправо, влево.

Предлагая детям задания, в которых необходимо понимание симметрии, столкнулась с тем, что дети испытывают большие трудности и не понимают законов симметрии. Они не могут вырезать симметричный узор, с ошибками выкладывают фигуры в зеркальном отражении, не справляются с дорисовыванием второй половины рисунка.

Между тем, значение сформированности представлений симметрии у ребенка на пороге школы велико. Симметрия- одно из основных составляющих письма и чтения, а также это центральное свойство многих математических понятий. Если ребенок научится видеть закономерности симметрии, то можно предположить, что большая половина школьной программы математики будет ему понятна и легка в усвоении. В связи с этим была разработана технология усвоения детьми законов симметрии.

Цель. Формирование у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией понятия «симметрия» и усвоение принципов ее применения в практической деятельности детей с целью подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать у дошкольников понятия «симметрия», «вертикальная и горизонтальная оси симметрии»;
  • познакомить детей с законами симметричного отображения фигур, предметов, объектов
  • систематизировать использование законов симметрии в практической деятельности дошкольников.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать ориентировку в микро- и макро- пространстве;
  • развивать мелкую моторику и графо-моторные навыки
  • развивать образное мышление, зрительное внимание и слуховое восприятие.

Воспитательные:

  • воспитывать творческую активность, самостоятельность;
  • воспитывать мотивацию к занятиям.

Этапы работы.

Технология обучения старших дошкольников с косоглазием и амблиопией включает в себя 8 последовательных этапов, которые постепенно знакомят детей с понятием «симметрия», законами зеркального отражения и способами применения их в практической деятельности. Для лучшего усвоения детьми изучаемой темы необходимо последовательно включать в занятия по пространственной ориентировке задания, которые соответствуют каждому этапу обучения дошкольников понятию «симметрия». На следующий этап необходимо переходить после того, как дети без помощи педагога будут выполнять предлагаемые задания без ошибок или с их незначительным количеством.

1) Знакомство дошкольников с понятием «симметрия», «горизонтальная и вертикальная оси симметрии» с помощью симметричных геометрических фигур, цифр, букв.

На первых занятиях происходит знакомство детей с понятием «симметрия». Педагог демонстрирует детям несколько симметричных фигур (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция), каждый ребенок самостоятельно выбирает понравившуюся ему.

Дети внимательно рассматривают фигуру и складывают ее пополам. Педагог спрашивает у каждого ребенка, какая фигура у него получилась (квадрат превратился в прямоугольник или треугольник, прямоугольник в квадрат, треугольник в меньшие треугольник, круг в два полукруга, ромб в треугольник, трапеция в четырехугольник). Обращаем внимание детей, что, если фигуру сложить ровно пополам, все точки их половинок совпадут. Это значит, что фигура- симметричная и ее половинки одинаковые. Далее возвращаем фигуру в первоначальный вид и видим линию сгиба. Педагог объясняет детям, что линия, которая условно делит фигуру или изображение пополам- ось симметрии. Это и есть та самая линия, которую можно условно провести через середину предмета, поделив его при этом на две равные части. Эта линия может быть вертикальной и горизонтальной. У некоторых предметов бывает сразу обе оси симметрии.

Дети рассматривают симметричные фигуры, цифры и буквы, определяют какие из них имеют вертикальную ось симметрии, какие- горизонтальную, а какие симметричны относительно обеих осей.

На этом этапе педагог с целью лучшего усвоения материала может предложить воспитателям на занятиях по аппликации, в соответствии с лексической темой, включать вырезание симметричных элементов, путем складывания листа бумаги вдвое.

2) Рисование симметричных геометрических фигур, написание симметричных цифр и букв.

Для закрепления знаний о симметричных фигурах, цифрах и буквах детям предлагается их нарисовать. Сначала предлагается по половине фигуры или цифры с буквой догадаться и назвать ее, а затем дорисовать вторую половину предмета. Далее можно предложить написать любую симметричную цифру, букву, или нарисовать фигуру. Можно усложнить задание и загадать детям вспомнить и нарисовать фигуру с вертикальной/горизонтальной осью симметрии.

3) Знакомство с симметричными предметами на картинках, нахождение симметричных и несимметричных предметов.

Педагог раздает на выбор детям половинки рисунков. Дети вместе с педагогом выясняют, что выбранные ими рисунки не дорисованы, им не хватает половинки. Далее педагог спрашивает, что нужно дорисовать, чтобы картинка была законченной, чего не хватает? Дети сразу же примечают, что нет половинки рисунка и его стоит повторить на чистой части листа. Вспоминаем, что линия, делящая изображение пополам- ось симметрии. Далее педагог предлагает детям подставить к линии зеркало и рассмотреть отражение в нем. Педагог объясняет детям, что именно так должна выглядеть вторая часть рисунка. Рассматриваем с детьми отражение, обращаем внимание, что детали смотрят в противоположную (зеркальную) сторону.

После внимательного рассмотрения зеркального отражения рисунка, педагог дает детям на выбор 4 варианта половинок их рисунков, из которых они выбирают нужный и собирают картинку. После выполнения работы дети осуществляют проверку правильности выполнения задания с помощью зеркала.

Далее детям предлагаются рассмотреть разные картинки и предметы, дошкольник должен определить- что является симметричным, и где проходит ось симметрии, или почему предмет не симметричен.

Затем дети обучаются подбирать из нескольких вариантов симметричное отражение рисунка, в которых простые предметы усложняются наличием мелких деталей. В качестве усложнения можно изобразить несколько предметов на одном рисунке.

4) Нахождение ошибок в изображениях симметричных рисунков.

На данном этапе педагог предлагает детям картинки, на которых черным цветом неверно отмечена ось симметрии. Детям нужно найти ошибку и объяснить свой выбор.

Далее детям раздаются картинки с симметричными предметами, в которых на второй половине рисунка допущена ошибка. Дошкольникам предлагается их найти.

5) Иры с зеркалом (конструирование симметричных узоров разной сложности).

Ребенок садится перед зеркалом, рядом на столе выкладываются два чистых альбомных листа таким образом, чтобы ребенок мог их видеть, смотря в зеркало. По инструкции взрослого ребенок выполняет слуховой диктант, выкладывая на листе бумаги геометрические фигуры.

После этого ребенку предстоит выполнить следующее задание: смотреть в зеркало и выкладывать геометрические фигуры на втором альбомном листе так, как они отражаются в зеркале. Выполнив задание, ребенок обнаруживает, что те фигуры, которые были вверху листа, оказались внизу (если зеркало стоит горизонтально), те, которые были справа, оказываются слева (если зеркало стоит вертикально). Таким образом, ребенок знакомится с особенностями зеркального отображения.

После освоения дошкольниками законов зеркального отражения, педагог предлагает детям разного уровня сложности задания, где ребятам нужно разложить фигуры симметрично относительно образца в различных направлениях. Для первых игр выкладываем узор из 3-5 фигур одного цвета, постепенно увеличивая количество и добавляя другие фигуры и цвета, усложняя задания. Использовать можно дары Фребеля, счетные палочки, спички, мозайку и даже природные материалы.

6) Достраивание симметричных рисунков разной сложности из разного дидактического материала.

На данном этапе дети достраивают вторую половинку симметричного узора относительно вертикальной, горизонтальной и обеих осей симметрии (работа выполняется без помощи зеркала) разной сложности. В качестве усложнения педагог строит ¼ часть симметричного узора, а дети достраивают его целиком.

7) Рисование симметричных узоров.

На листе бумаги в клетку дети дорисовывают симметричные узоры. Так же предлагаются задания дорисовать вторую половинку симметричного рисунка по точкам (шаблоны). Предлагаются задания «Дорисуй картинку», с разным уровнем сложности, обусловленного количеством деталей в рисунке.

8) Работа с графическим диктантом, дорисовывание второй части рисунка до целого.

Затем переходим к работе в тетрадях в клетку. Дети выполняют рисунок под диктовку педагога, а затем рисуют его «отображение» — слева, справа, сверху или низу.

Чем дальше линии «отображения» от «зеркала» (оси симметрии), тем труднее выполнять рисунок. Можно усложнить задание: продиктовать только часть рисунка и предложить ребятам самостоятельно дорисовать персонаж, а затем начертить «отображение» относительно заданной «зеркальной» линии.

В рамках усвоения дошкольниками закономерностей симметрии для большей эффективности организовывается взаимодействие с воспитателями и родителями детей. Воспитателям даем рекомендации включать в занятия по ФЭМП разного уровня сложности графические задания, способствующие применению детьми полученных знаний о закономерностях симметрии. Так же рекомендуем игры «Кто больше назовет симметричных предметов», «Придумай и собери симметричный узор из конструктора», «4-й лишний» (по симметричности предметов/ по горизонтальной или вертикальной оси).

Родителям предлагаем вовлекать своих детей в конструирование симметричных узоров из тех материалов, которые есть дома, а также использовать в своей речи пространственные термины для лучшего усвоения детьми.

Результаты работы. Технология применялась в группе детей старшего возраста (5-7 лет) с косоглазием и амблиопией во втором полугодии 2022-2023 учебного года. С целью выявления эффективности разработанной технологии была составлена и проведена диагностика в январе и мае 2023 года. Общий средний балл по группе в январе месяце составлял 28%, а в мае 68% (вырос на 40 %).

По результатам диагностики видно, что все дошкольники смогли выбрать симметричную картинку относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии, почти все дети верно выбрали вторую половинку симметричной картинки. При выборе картинки, которая симметрична снизу большинство детей допустили ошибки. При рисовании узора в зеркальном отражении с разных сторон дети испытывали затруднения при выполнении работы относительно горизонтальной оси симметрии (рисунок сверху и снизу). На итоговой диагностике все дети дорисовали симметричную фигуру, 60% детей смогли нарисовать вторую половину узора, и 20% детей смогли без ошибок нарисовать симметричное отражение картинки.

Хочется отметить, что в ходе проведения игр дети проявляют внимательность, усидчивость, аккуратность в выполнении заданий, что указывает на активное формирование у них произвольного внимания и развитие мелкой мускулатуры рук. Так же предложенные задания дают возможность в игровой форме закрепить названия различных цветов и их оттенков, геометрических фигур, понятия величин, получить представление о пространственном расположении предметов, обогатить активный словарь старших дошкольников, развивают интеллектуальные способности, умение анализировать свои действия, творческую инициативу и формируют необходимые навыки для дальнейшего обучения в школы.

Список литературы:

  1. Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке в детском саду для детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие/- Ремезова Л.А, Сергеева Л.В., Лапшина Т.В. и др. — Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. -274 с
  2. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Методические рекомендации / [сост Л.А. Дружинина и др. ]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой 2008. — 144 с.
  3. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие/ Л.А. Дружинина- М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 159с.
  4. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ А.М. Леушина- М: Просвещение, 2002. -368 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год