Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации по проведению Дидактических игр в работе с дошкольниками с нарушениями зрения.
Нарушение зрения у детей
Автор: Фетисова Светлана Михайловна   
23.12.2023 06:33

Методические рекомендации по проведению Дидактических игр в работе с дошкольниками с нарушениями зрения.Методические рекомендации по проведению Дидактических игр в работе с дошкольниками с нарушениями зрения.

Для формирования у дошкольников с нарушением зрения адекватных

представлений и действий необходимо не только правильно выбрать материал длядидактических игр, но и методически правильно преподнести его с позицийтифлопедагогики.

Необходимо учитывать, что зрительное восприятие дидактического материаладетьми с нарушением зрения протекает своеобразно, имеет ряд особенностей, связанныхсо степенью его выраженности у каждого ребенка. У детей данной категории этот процесспротекает замедленно по сравнению с нормой. Так, дошкольники с глубоким поражениемзрения, имеющие остроту зрения от 0,1 и ниже, затрудняются в выделении характерных

признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путаютсходные по форме предметы и изображения. У детей нарушено целостное восприятие, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены.

Нормально развивающийся малыш, как и ребенок с нарушением зрения, требуетпоказа и объяснения того, как надо играть с той или иной игрушкой, какие действиянеобходимы в предлагаемой ему дидактической игре. Однако он имеет возможность подражать взрослым или старшим детям, поэтому овладение различными игровымидействиями происходит быстро и успешно. Для ребенка с патологией зрения возникаетспециальная задача подготовки его к участию в дидактической игре.

 

Для подготовки дошкольников с нарушением зрения к участию в дидактическихиграх необходимо:

  • научить детей внимательно слушать педагога, запоминать и осмысливать его объясненияи инструкции
  • научить понимать задачу, которую необходимо решить, и действия, предполагаемыесюжетом дидактической игры
  • сформировать умение анализировать и воспроизводить действия с предметами, игрушками, картинками, показанные педагогом
  • научить выделять части в целом, воссоздавать целое по частям
  • научить ориентироваться в микропространстве, определять правую и левую, верхнюю инижнюю стороны (например, стола, листа бумаги)
  • научить детей описывать и объяснять свои действия с игрушками.

Для успешного участия детей с нарушением зрения в дидактических играхрекомендуется использовать следующие приемы:

  • размещать материал, используемый в дидактических играх, таким образом, чтобы каждый ребенок мог его хорошо рассмотреть (т. е. в достаточно освещенном месте, на уровне глаз, для детей с косоглазием — с учетом его вида, на контрастном фоне, свободном от других изображений или предметов, на оптимальном для зрительного восприятия расстоянии)
  • для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) дидактического материала предоставлять детям с нарушением зрения больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим
  • во время работы детей с дидактическим материалом педагогу необходимо направлять и корригировать их восприятие: зрительное (при использовании иллюстративных и графических изображений), осязательное и зрительно- осязательное (при использовании рельефных и барельефных пособий), полисенсорное (при работе с предметным материалом — натуральными и объемными предметами, игрушками)
  • педагог должен активно участвовать в дидактических играх детей с нарушением зрения, направлять и при необходимости корригировать их действия
  • в случае использования в дидактических играх новых, не знакомых детям игрушек и предметов обращать внимание детей на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формировать планомерность зрительно-осязательного восприятия
  • в дидактических играх, связанных с составлением целого изображения из частей пообразцу, побуждать анализировать образец и соотносить с ним свою работу
  • педагог должен сопровождать проведение дидактических игр четким, доступным для понимания детей данного возраста описанием.

Таким образом, дидактические игры и упражнения, проводимые с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, с использованием специально подобранного или изготовленного педагогами материала и определённых методических приёмов, решают, помимо общеразвивающих, задачи коррекции вторичных отклонений в развитии и компенсации зрительной недостаточности, подготовки детей к аппаратному лечению, а также закрепления результатов аппаратного лечения зрительных заболеваний.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год