Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста. |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Титова Надежда Станиславовна Зайнуллина Снежана Михайловна | |||
30.10.2022 18:22 | |||
Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста. Коррекционно – развивающая работа с детьми будет успешной, если её решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В данной статье мы рассмотрим аспекты взаимодействия тифлопедагога и инструктора по физической культуре. С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста и объединения усилий в данном направлении, в нашем детском дошкольном учреждении выстроилась модель сотрудничества тифлопедагога и руководителя физической культуры. Воспитанники со зрительными патологиями часто испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т.д. Кроме того, они испытывают сложности при формировании таких основных движений, как ходьба, бег, прыжки, лазание. Всё это снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении. Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений. Поэтому взаимосвязь тифлопедагога и инструктора по физической культуре очень важна.
В процессе совместной коррекционно-развивающей работы тифлопедагог и инструктор по физической культуре решают следующие задачи: развития представлений о своем теле и своих физических возможностях; приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; овладения подвижными играми с правилами; обеспечения развития у ребенка с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения двигательных умений и навыков. Особая роль в развитии зрительного восприятия отводится физическому воспитанию, принимая во внимание, что восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральную часть поля зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Известно, что основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы. В этой связи возникает необходимость формирования у детей с нарушением зрения приемов и способов восприятия движений. Данная работа по ведётся по следующим основным направлениям:
В организации зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях физической культурой и пространственной ориентировкой необходимо: 1. Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение приспособления или оборудования, с которым выполняется действие). 2. Формировать умение наблюдать. Наблюдение действий — более осмысленный процесс, чем простое восприятие (смотрение). В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать: вычленять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности. Систематичность восприятия в процессе наблюдения позволяет проследить действие в динамике, видеть его изменения, выделять главное и второстепенное. 3. Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии. Слишком большой объем информации о движениях рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии. 4. Учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии) при восприятии предметов и действий в физическом воспитании. 5. Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях. 6. Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту. 7. Обеспечивать организованность места для занятий и выбор пособий. Место для занятий, оборудование должны быть хорошо освещены, иметь контрастность сочетаний объектов и пространства при восприятии их детьми. Приспособления и пособия должны быть расположены в местах, доступных для восприятия. Занятия и индивидуальную работу по физическому воспитанию рекомендуется проводить в летний период на спортивной площадке с учетом всех офтальмо-гигиенических и педагогических требований. Занятия проводятся как фронтально, так и индивидуально. Своей целью такие занятия имеют: развития общей и мелкой моторики; развития физиологического дыхания; стимуляции, активизации, упражнения зрительных функций в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы, гигиены и охраны зрения; развития пространственной и двигательной ориентировки; развития зрительного восприятия; зрительно-моторной координации и функции прослеживания; коррекции психических процессов. Тифлопедагог, владея информацией о этапах лечения детей, делится ей с инструктором перед занятием. В ходе самого занятия он имеет возможность акцентировать своё внимание на ребёнке, который, по его мнению, не смог точно и правильно выполнить упражнение или задание. Занятия должны носить занимательный характер, способствовать снятию двигательной скованности детей с нарушением зрения. Начинаются занятия с предварительного знакомства с физкультурным залом (спортивной площадкой на улице), его размерами, определения нахождения окон, дверей, основных предметов, наполняющих зал. Инструктор использует на занятиях пособия и атрибуты для создания условий усвоения детьми двигательных умений и навыков. В этом ему помогает тифлопедагог, который может акцентировать внимание на предмете или движений ребёнка в соответствии с его зрительной нагрузкой, выделить определённое место для лучшего восприятия какого – либо действия во время занятия с инструктором проводит пропедевтическую работу по освоению движений. Опыт работы показал, что дети с большим интересом и желанием вовлекаются в процесс занятия по физической культуре при использовании спортивного инвентаря: мячей, обручей, скакалок, гимнастических палок, а также инвентаря, сделанного собственноручно. К физкультурному оборудованию при работе с детьми с нарушением зрения предъявляется ряд требований. Весь инвентарь, используемый на занятиях, должен иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются пособия с меткой для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа. На канатах, на веревках, скакалках также должны быть специальные обозначения в виде полоски, бантика с помощью которых дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать действия руки и ноги, а также определять направленность при движении и свое положение в пространстве. Кроме того, развитию зрительных функций способствует такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам. Они могут быть цветными, иметь различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостное изображение стоп, что помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, при этом сохранять правильную осанку и положение головы. Так же в тренировке зрительно-моторных реакций большая роль отводится тем движениям, которые были жизненно необходимы для ребенка. Например, возможность зрительного сосредоточения была предусмотрена в заданиях с метанием (метание мяча в цель с прослеживанием траектории полета). При этом детям предоставляется возможность самостоятельного выбора мишеней для метания. Используются мишени разной цветовой насыщенности, плоскостные, разные по форме и цветовой гамме. Следует так же отметить, что упражнения для глаз или глазодвигательная гимнастика используются в динамической форме, связанной с прослеживающей фиксацией взора (например, при выполнении упражнений для плечевого пояса отводим руку в сторону и следим глазами и акцентируем на этом внимание). На наш взгляд, большую пользу в данной коррекционно-развивающей работе принесут упражнения на координацию, так как у детей с патологией зрения особенно она страдает (разноименные и разнонаправленные упражнения – поочередное поднимание рук). Наше внимание привлекли крышечки от фруктового пюре «Фруто-няня». Как оказалось, дети не только любят их кушать, но и с огромным удовольствием играют с ними. Яркие, разноцветные крышки от детского лакомства отлично привлекают внимание детей. Дошколята не только изучают цвета, но и развивают мелкую моторику, пространственное и логическое мышление, память, воображение, физические качества. Т.к. коротких шнурков в нашем детском саду нет решили создать сами из вторичного материала. Благодаря помощи родителей, детей, воспитателей собрали большое количество разноцветных крышек. Понадобилось 2 связки капроновой верёвки и крышки. Готовый инвентарь (шнурок) имеет длину 35см и состоит из 20 крышек. Легки в работе и в уходе. Данный инвентарь можно использовать в различных формах двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, оздоровительно – профилактические гимнастики, развлечения, праздники, соревнования и т.д. Используем данный инвентарь в комплексе общеразвивающих упражнений, в основной части занятия (перепрыгиваем через шнурки вперёд, в лево в право через них; перешагиваем). Пользуемся как тренажёр для профилактики плоскостопия за счёт выпуклостей в крышке, выполняем самомассаж рук и стоп (перекатываем шнурки стоя, сидя; наступая всей стопой, пяткой, носками ног; хватаем руками, катаем по полу как скалку, перебираем пальцами развивая мелкую моторику). Педагогу нужно всего лишь проявить немного фантазии, и масса увлекательных упражнений для малыша готовы! Это не занимает много времени, крышки очень яркие, разноцветные, прочные и долговечные. К тому же, ребенок сам частично принимает участие в изготовлении этого игрового материала, собирая и принося крышечки из дома. Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой фронтальных методов обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений. Таким образом, эффект совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физическому воспитанию и тифлопедагога обусловливается в значительной степени формированием у них потребности к активному, самостоятельному, осмысленному движению, сформированностью специальных знаний и умений ориентировки в пространстве, преодолением фобии (страха) пространства. Список литературы:
|