Особенности коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения в условиях группы компенсирующей направленности |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Гатилова Лидия Станиславовна | |||
22.03.2022 16:34 | |||
Особенности коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения в условиях группы компенсирующей направленности Разработка «Педагогическая статья для сайта «Дошкольник. ru» В настоящее время особое внимание уделяется созданию условий для полноценного развития каждого ребенка, независимо от уровня его психофизиологического развития и состояния здоровья. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает оказание своевременной квалифицированной помощи и коррекции нарушений развития, предусматривает целостный подход к организации коррекционно-развивающей работы педагогов. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №123» г. Курска на данный момент посещают 45 воспитанников с различными нарушениями зрения и сопутствующими проблемами развития. Для детей с нарушениями зрения помимо основных проблем характерны вторичные отклонения в развитии — медлительность, малая психическая активность, истощаемость процессов внимания, памяти, неразвитость и инфантильность эмоционально-волевой сферы, отсутствие полноценных навыков общения и самостоятельной игровой деятельности. Эти нарушения особо заметны у детей с органическим поражением нервной системы, которых немало среди воспитанников групп компенсирующей направленности.
При разработке коррекционных мероприятий необходимы знания проблем развития наших воспитанников. Важно получить ответы на следующие вопросы:
Для этого мы должны знать особенности развития детей с нарушением зрения:
Зрительные возможности дефектного зрения;
В результате практической работы нами было установлено, что большая часть дошкольников с нарушением зрения имеют помимо основных глазных и речевых проблем, ещё и выраженные нарушения формирования психических функций. В связи с чем и были подобраны методики работы с нашими «глазничками». В специальных исследованиях показано, что формирование игровых навыков дошкольников с дефектами зрения, является важным средством коррекции эмоционально-волевой сферы и речевого общения. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов у воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. В своей работе мы стараемся совместить различные виды и формы коррекции зрения, речи и психики дошкольников с глазной патологией. В плане психокоррекции и психорегуляции дошкольников с офтальмологическими проблемами учителем-логопедом используются: сказкотерапия, психогимнастика и игротерапия. Остановимся более подробно на каждом из этих направлений. 1. Сказкотерапия- это целостный педагогический процесс, способствующий как развитию речи так и активизации психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия). В нашей практике работы мы используем различные виды сказкотерапии:
Логопедическая гимнастика «Веселый зоопарк» полюбилась малышам и оказалась чрезвычайно эффективной для реализации коррекционных задач. На начальном этапе показ артикуляционных действий сопровождается прочтением четверостишия и демонстрацией персонажа гимнастики. В последующем, воспитанники уже без демонстрации игрушечных героев повторяют правильные артикуляционные упражнения, самостоятельно декламируя сопроводительные стихи. Спустя время, каждый из них по очереди проводит артикуляционный тренинг со всеми детьми группы. Для проведения сказочных развивающих занятий используются тексты знакомых сказок с известными героями, в которых имеются диалоги между персонажами. В процессе инсценировок, действуя сов взрослыми, подражая им, дошкольники учатся понимать и использовать язык мимики, жестов, интонировать, совершенствовать свою речь, коммуницировать. Любимыми у наших малышей являются сказки «Теремок», «Репка», «Маша и Медведь». Русские народные сказки- неиссякаемый источник материалов для коррекционных занятий с дошколятами. 2. Психогимнастика — вид групповой терапии, основанный на невербальном общении (пантомима, мимика, двигательная экспрессия). Общая цель всех мероприятий – развитие мимической, мускулатуры так важной для коммуникации, а также эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Дошкольники учатся общаться, использовать невербальные сигналы и считывать их у собеседника, понимать и сопереживать состоянию другого. Одновременно происходит укрепление психологического здоровья и эмоциональной устойчивости, развития навыков общения и получение новых инструментов самовыражения. Навыками в проведении таких занятий владеет каждый специалист ДОУ, будь то коррекционный педагог или же специалисты по ИЗО, ФИЗО, ОПК, хореографии. От возраста детей зависит форма использования методики. С малышами больше результат дает ролевая игра, детям старшего дошкольного возраста доступна форма тренинга. Нами часто используются игры- «Позови ласково», «Жмурки», «Колокольчик», этюды – «Цветочек», «Морские фигуры», «Светофор», ролевая игра «Погода в доме». Такие формы педработы не затратны и не занимают много времени. Психогимнастика является одним из доступных способов коррекции и профилактики. Педагоги подбирают упражнения с учетом состояния детей, уровнем развития, и их количеством в группе. Всегда можно скорректировать и дополнить схему занятий включая элементы психогимнастики. 3. Игротерапия. К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется определенный опыт общения со взрослыми и сверстниками. Однако, у многих дошкольников с нарушением зрения имеются проблемы в сфере коммуникации и речи в целом. Ведущей формой коррекции этих нарушений, по нашему мнению, является игротерапия, с обязательным соблюдением основных требований в процессе занятий:
Чаще в практике учителя-логопеда используется не тренинг целиком, так как это форма ближе для работы педагога-психолога, а игровые приемы. Используемые игровые приемы способствуют развитию взаимопонимания, эмпатии и рефлексии воспитанников. Среди игровых форм малышам с нарушение зрения полюбились «Мы к деду идем и подарки несем», «Паровоз», «Кто позвал?», «Полечим героя», «Минутка шалости», «Запомни порядок», «Что слышно?», «Солнышко и тучка» и др. В логопедической практике мы также используем речевые стихотворные игры, которые незаменимы в коррекционной развивающей работе. Стихотворная речь — сама по себе игра, создающая особый эмоциональный заряд, на котором активизируется внимание, мышление и речь дошкольника. Наша практическая деятельность позволяет утверждать, что игротерапия в логопедии необходима при работе с детьми со сложными дефектами развития с сочетанными заболеваниями. Спектр невротических проявлений, имеющихся у таких воспитанников широк- тревожность, боязливость, неуверенность в себе, истощаемость, слабая мотивированность. Поэтому логопедия невозможна без игротерапии. Таким образом, важным условием успеха коррекционной работы с дошкольниками с глазной патологией является включение в нее психо-коррекционных мероприятий и игр. Именно комплексность подхода к выбору форм и методов коррекции позволяет эффективно воздействовать на вторичные отклонения развития. В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №123» г. Курска осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением зрения. Профессиональное взаимодействие всех специалистов способствует полноценному развитию каждого воспитанника с ОВЗ, что очень важно в условиях реализации стандарта дошкольного образования. Развитие, воспитание, социализация воспитанников с нарушением зрения и вторичными проблемами развития успешно осуществляется при использовании всех современных инновационных методик и технологий. Гатилова Лидия Станиславовна Кандидат исторических наук Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №123» г. Курск
|