Развитие внимания у дошкольников с нарушениями зрения |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Напалкова Елена Николаевна | |||
11.05.2019 21:58 | |||
Развитие внимания у дошкольников с нарушениями зрения Напалкова Е.Н. / учитель-дефектолог/ МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156» Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Внимание не является самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отраженном объекте. Непроизвольное внимание возникает как ориентировочная реакция при действии зрительных стимулов, выделяющихся новизной, интенсивностью, контрастом или особой значимостью для ребенка. Оно связанно с познавательной деятельностью, интересами и потребностями личности. Произвольное внимание — избирательная устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию; возникает при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме (показ действия), так и с помощью речи. Избирательная направленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость объекта. Включение произвольного внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность.
Послепроизвольное внимание — избирательная активность, связанная с вхождением в деятельность и с возникшим в ее процессе интересом ребенком к выполнению какого-либо задания. Качествами внимания являются концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Концентрация внимания — степень сосредоточенности на объекте или событии, которая может быть высокой или низкой. Устойчивость характеризуется длительностью сосредоточения внимания на объекте или событии. Переключение — осознанный перенос внимания с одного объекта или события на иные; оно может быть легким или трудным. Распределение характеризуется удерживанием внимания на нескольких объектах или событиях одновременно. Объем — число объектов, на которые одновременно направленно внимание. Внимание у детей с нарушениями зрением развивается по закономерностям, общим с детьми с нормальным зрением. Но в силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия оно имеет свои специфические особенности. У детей с нарушениями зрения за счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора, глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности, возникают трудности при формировании образных представлении и страдает полнота восприятия. Также при нарушениях зрения у детей наблюдается снижение активности, что связано с невозможностью воспринимать раздражители нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его активности по отношению к внешнему миру. Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качества внимания. Замедленность процесса восприятия, сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов – на снижении объема. Устойчивость внимания при нарушении зрения снижается с уменьшением количества раздражений. Быстрое утомление детей с нарушением зрения на занятиях, медленное переключение на другой вид деятельности, увеличение времени восприятия информации, приводит к трудностям, связанным с концентрацией внимания на задании, переключении с одного задания на другое, распределением внимания на отдельные части задания, что ведет к рассеянности и несобранности. Практически все качества внимания оказываются под влиянием нарушенного зрения, но в то же время, внимание может развиваться у детей с нарушениями зрения, причем достигать того же уровня, что и у зрячих. Эффективным средством развития внимания у детей с нарушениями зрения, являются игры и упражнения, которые могут быть использованы в коррекционной работе (подгрупповые и индивидуальные занятия), в совместной и самостоятельной деятельности детей. Игры и упражнения для развития внимания у дошкольников с нарушениями зрения 1. Развитие зрительного внимания, восприятия изображений, навыков сравнения и анализа изображений «Наложенные изображения» Ребенку предъявляются контурные изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения. «Скрытая фигура» Ребенку предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать. «Раскрась одинаковые фигуры одним цветом» Дети сравнивают фигуры по цвету и по форме, закрашивают одинаковые фигуры одним цветом. «Найди отличия» Развитие умения внимательно рассматривать, анализировать и сравнивать изображения. «Найди два одинаковых предмета» Предлагается карточка с изображением 5 и более предметов, из которых два предмета одинаковые, которые необходимо найти и показать. «Что лишнее?» Предлагается карточка с изображение 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо найти его. 2. Развитие активного внимания и быстроты реакции, зрительно-пространственной ориентировки «Ищи безостановочно» В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя и назвать, как можно больше предметов одного и того же цвета. «Быстро покажи» Поиск заданных предметов по картинкам (перед ребенком –предметные картинки, педагог называет любой предмет, ребенок должен быстро его найти). «Поставь пальчик» Педагог называет любой предмет на плакате, сюжетной картинке, дети находят его на плакате (картинке) и ставят пальчик. «Зоркий глаз» Найти в группе предметы по заданному признаку (цвет, форма, размер, первый звук и т.п.). 3. Тренировка концентрации и устойчивости внимания, переключения и распределения внимания, развитие усидчивости «Корректор» Ребенок должен находить и вычеркивать на листах с крупным печатным текстом какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву А, в кружок обводить букву О. «Зачеркни» Ребенку предлагаются ряды предметов или геометрических фигур. Задание: зачеркнуть, например, грибочки или круги, а цветок или квадрат обвести в кружок. «Расставь значки, как на образце» «Дорисуй солнышкам лучики, домикам крыши, яблоку листик» и т.п. 4. Развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации, навыков самоконтроля «Выложи по образцу» Выкладывание на листе геометрических фигур в заданном порядке. «Мозаика» Выкладывание узоров, изображений по образцу. «Повтори узор» Копирование расположения фигур (по клеткам, по точкам и т.п.). Игры со счетными палочками Выкладывание фигурок по образцу. «Нанизывание бусинок» Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бусин (например: ОХОХОХ; ООХХООХХ; ОХХОХХ и т.п.), проволока и бусины. «Лабиринты» Ребенок должен найти выход по лабиринту, сначала прослеживая путь взором, потом нарисовать его. 5. Развитие зрительного внимания и памяти «Что изменилось?» Дети запоминают расположение игрушек (предметов, геометрических фигур) на столе (на доске, на полках шкафа) и отворачиваются. Педагог меняет место положения предметов, дети называют изменения. «Расскажи, что находится позади тебя (на полке шкафа, рядом с доской, в раздевалке) и т.п.» Ребенок должен, не смотря на объект, назвать предметы. 6. Развитие слухового внимания, «На колокольчик –хлопать, на погремушку — топать» (развитие слухового внимания) Дети стоят спиной к педагогу и выполняют движение на заданный звук. «Хлопни в ладоши» (развитие слухового внимания) Педагог называет ряд слов, дети должны хлопнуть в ладоши на заданные слова (например, на названия деревьев, видов транспорта, предметов одежды, посуды и т.п.). «Четыре стихии» Дети выполняют движения в соответствии со словами: земля-руки вниз, вода-руки вперед, воздух –руки вверх, огонь – вращение кистями перед собой. «Слушай и выполняй» Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок — поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка — поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка — поза коровы (встать на четвереньки и произнести "му-у"). 7. Развитие моторно-двигательного внимания, умения подчиняться правилам, навыков самоконтроля и саморегуляции «Летает – не летает» Если педагог называет летающий предмет, то ребенок изображает, что машет крыльями. Если предмет нелетающий, ребенок стоит спокойно. «Ухо – нос». По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» — за нос. «Носик, носик, ушко» Педагог быстро говорит фразу «носик, носик …и называет любую часть тела». Пальчик у всех — на носу, педагог называет часть тела и неправильно ее показывает, дети должны показать эту часть тела правильно. «Запрещенное движение» Педагог показывает детям различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Литература:
|