Повышение эффективности коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением за счёт использования специальной наглядности |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Павлова Ольга Николаевна | |||
18.02.2018 00:56 | |||
Повышение эффективности коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением за счёт использования специальной наглядности Павлова О.Н. Учитель-дефектолог МБДОУ № 90, Северодвинск Современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения у детей неизбежно приводит к искажённости восприятия, его фрагментарности, замедленности, нечеткости. А это в свою очередь затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечёткость их опознания детьми. Избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира.
Детям с нарушением зрения, особенно, с тяжёлыми нарушениями, свойственен вербализм. Явление, при котором искажается и подменяется смысл понятий, значений слов. Им также трудно соотносить части предметов, представлять и воспроизводить взаиморасположение объектов в пространстве. Поэтому дети с нарушением зрения, в процессе обучения требуют от педагога применения специальных методов и приёмов, специальной наглядности для преодоления трудностей детей в познавательно-практической деятельности. Важно также воспитать у дошкольников с ОВЗ любознательность, длительный, исследовательский интерес к теме, сформировать системные знания об окружающем мире. В решении всех этих задач большую помощь оказывает макетирование. К созданию и использованию макетов нас подтолкнул тот факт, что в жизни детей старшего дошкольного возраста большое место занимает игровая форма манипуляций с мелкими игрушками. Дети развертывают игровые события с персонажами-объектами, выполняя одну или несколько ролей на достаточно малой площади пространства, а часто и в воображении. Макетирование позволяет знакомить детей с окружающим миром, закреплять знания о нём, трансформировать полученные знания в игру, насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулировать детское творчество. Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макетирование способствует развитию речи, так как дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас; сенсорному развитию детей, так как в процессе рассматривания и обыгрывании макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами; развивитию их восприятия, активизации мелкой моторики рук; обобщению знаний по лексической теме; развитию мышления и памяти детей, созданию у них игровой мотивации во время занятия. Готовый макет, посвящённый определённой теме, является наглядным материалом. На нём, дети с нарушением зрения могут более целостно воспринять изучаемые объекты; выделить больше признаков и качеств; проследить взаимосвязи одних предметов с другими; изменить расположение объектов на макете; рассматривать объекты с любого ракурса; воспринимать тактильно. В ходе работы с макетом дети погружаются в тему, сразу обыгрывая её, у них формируется и удовлетворяется познавательный интерес. На протяжении недели, в течение которой мы проходим тему, дети многократно возвращаются к макету. Они добавляют в него что-то новое – свои игрушки, поделки; меняют композицию, местоположение объектов, объясняют причины нужных изменений, спорят, доказывают, задают вопросы, ищут ответы на них, делают выводы и умозаключения; продолжают его обыгрывать, тем самым закрепляя знания по теме, удерживая интерес к ней. Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты, их можно разделить на макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие ребенка в основном на события, происходящие «внутри» объектов: кукольный домик, крепость/замок, квартира, зоопарк, аквариум, двор; и на макеты-картины – большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами-маркерами пространства. Так на макете-карте «Город», наример, цветом выделяются дороги, площадки для зданий, водоёмы. Макет дополняется незакреплёнными объектами (здания, гаражи, деревья и т. п.). В старшей группе детям был представлен макет по теме «Осень». Он позволял детям детальнее рассмотреть картинки, растения и животных, связать наглядно представленные изменения в неживой природе с изменениями происходящими у животных. Потом макет «Осень» дополнили макетами «Зима», «Весна» и «Лето». Детям нравилось, взяв маленькую игрушку «гулять» по макету, рассказывать в каком времени года они с игрушкой находятся, что видят, во что одеты, что «сказали» им звери. Надо отметить, что все объекты — дома, знаки, звери, насекомые, земноводные — не были прикреплены к макетам, дети могли свободно их перемещать по всей поверхности макета. В ходе работы с макетами у детей появилось желание дополнять его. Они приносили из дома игрушки, создавали поделки для макета, предлагали изменить его, объясняя, почему именно так должно быть, иногда спорили как лучше сделать. Макет – результат конструктивно–творческой деятельности, очень привлекательное игровое пространство. Лексические темы стали планировать так, чтобы происходило объединение тем в одном макете. Например, сначала тема «Дом», затем «Наша улица», «Город», затем «Транспорт», «Правила дорожного движения». Или «Лес», «Дикие животные», «Дикие птицы», «Сад», «Огород», «Домашние животные», «Домашние птицы». При этом мы наполняли пространство макета нужными предметами и деталями. Мы предлагали детям в ходе занятий с макетами следующие дидактические игры и задания:
Иногда мы начинали занятие путешествием по макету, иногда использовали его в конце занятия. Хорошо изучив с детьми содержание макета, детям предлагались задания на ориентировку на плоскости в ограниченном пространстве макета. Например:
Использование макетов в обучении детей играет роль не только наглядности, но и позволяет решать многие воспитательные задачи. Так, к Дню Победы 9 мая, мы с детьми сделали макет сражения. У детей постепенно менялось отношение к войне. Дети с энтузиазмом слушали рассказы о войне, ветеранах, узнавали о членах семьи, участвовавших в ВОВ, мастерили открытки в подарок ветеранам. Дидактическая игра с использованием макета. «Найди гриб». Задачи: Формировать умение сужать поле поиска, определять правую, левую стороны, середину ряда. Учить детей правильно называть объекты (грибы), их цвет и месторасположение. Учить детей классифицировать объекты материального мира. Ход игры. На макете осенний лес, грибы выставлены в ряд. Загадывается один из грибов. Пример: набор ряда – мухомор, подосиновик, боровик, подберёзовик, бледная поганка, лисичка, маслёнок. Педагог вместе с детьми ищет объект, находящийся в середине линейного ряда (подберёзовик). Вопросы, на которые ведущий отвечает «Да»: — Этот гриб находится слева от подберёзовика? – Этот гриб находится справа от боровика? — Это коричневый гриб? Педагог поощряет детей, которые с наименьшим количеством вопросов вышли на загаданный объект. В ряд могут выставляются объекты плоские и объёмные, доступные для восприятия детьми данного возраста. Итак, с помощью макетирования нам удалось повысить эффективность коррекционных занятий: объём зананий детей увеличился, им стало легче устанавливать причинно-следственные связи, их словарный запас расширился, они стали более мотивированы к познанию, интерес детей с нарушением зрения к окружающему миру возрос. Макетирование также способствовало развитию их творческих способностей. Список литературы.
|