Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
Нарушение зрения у детей
Автор: Пилипенко Ольга Владимировна   
21.11.2017 03:18

Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»

«Художественная речь открывает ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений» К.И. Чуковский

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования, наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • снижение интереса к чтению художественной литературы;
  • пассивность детей в познавательной деятельности (ориентация на готовые задания);
  • глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

В нашем дошкольном учебном заведении воспитываются дети, имеющие разную зрительную патологию (преимущественно, косоглазие и амблиопию).

Практически 80% детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка.

У большей части наших воспитанников ограничен словарный запас, нарушена словарно-семантическая сторона речи, имеются грубые фонетико – фонематические нарушения, в значительной степени страдает внешнее оформление речи (выразительность, эмоциональность), связная речь отличается употреблением не более одно – двухсложных предложений, отсутствуют развернутые рассказы. Дети практически не используют в общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действия и выразительным средством, используемым зрячими.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я отметила для себя, что развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности.

Данный вывод обусловил выбор моей углубленной темы: «Художественно-речевое развитие детей путем интеграции различных видов деятельности»

Анализ состояния проблемы по художественно-речевому развитию детей в практике работы современных дошкольных учебных заведений позволил мне определить задачи своей работы:

  • формирование четкой, грамотной речи; восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы; эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством; культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи
  • развитие умения пользоваться образными выражениями в разговорной речи; «чувства языка»; желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки); коммуникабельности, умения общаться со взрослыми людьми и детьми в разных ситуациях
  • воспитание любви и интереса к художественному слову, нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения, эмоционального отклика и умения давать оценку доступным произведениям искусства
  • интеграция форм речевого развития во все виды деятельности.

В процессе использования в работе по развитию речи разнообразных форм художественно-речевого развития в нашей группе в соответствии с возрастными особенностями детей была создана предметно-игровая среда, включающая разнообразный дидактический материал: различные виды театров, которые делают сами дети с родителями; шапочки; иллюстративный материал; дидактические игрушки; костюмы персонажей сказок; куклы из нетрадиционных материалов и т.д.

Значимое место в предметно-развивающей среде группы занимает книжный уголок, в котором детская литература и иллюстрации выставляются в соответствии с лексической темой недели или каким-либо значимым событием. Также с учетом возрастной группы и в соответствии с памятными датами уголок обновляется портретами детских писателей и художников-иллюстраторов.

Художественно-речевая деятельность — это деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.

Знакомство малышей с народным творчеством начинаю с потешек, колыбельных песенок. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок.

Дети взрослели, и я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Перед своими слушателями я ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать её, но и самим обыграть. Дети всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц и др., в зависимости от того, о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом относились к нашему маленькому «театру»! И в нем вскоре появились свои незаменимые артисты.

Эффективным средством художественно-речевого развития детей являются театрализованные игры. Разнообразные театральные приемы широко использую на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы.

С целью художественно-речевого развития детей широко использую и в организованной деятельности, и в свободном речевом общении, пословицы и поговорки. Дети одеваются, напоминаю медлительному: «Семеро одного не ждут». Или замечаю, что кто-то оделся неаккуратно, говорю: «Поспешишь – людей насмешишь».

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события.

С самого младшего возраста учу детей отгадывать загадки. Например: на стол выставляю несколько игрушек, для каждой подбираю загадку:

«Эта рыжая плутовка

Колобочка съела ловко» (Лиса)

«Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородище потряхивает, копытами постукивает» и др.

Дети легко отгадывают загадку, если загадываемый предмет находится перед глазами. Благодаря такой работе, более старшие дошкольники, уже самостоятельно могут загадать загадку об игрушке.

Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, то при заучивании стихотворений, обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок я использую мнемотаблицы.

Работая в старшей и подготовительной группах я много времени уделяю сказкам, которые не только читаю детям, но и рассказываю. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к её персонажам.

Еще одной формой работы, используемой мною, для художественно-речевого развития детей, является прослушивание сказок в грамзаписи, с последующим творческим воплощением их героев в детских рисунках и поделках.

Для развития интереса детей к книгам, знакомлю их с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов: Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева и др. Дети знакомятся с индивидуальной творческой манерой художников-иллюстраторов, учатся отличать выразительные средства, используемые художниками-иллюстраторами для передачи характера образов в творческой манере каждого художника, умение и желание создавать собственные книжки.

Художественно-речевое развитие старших дошкольников немыслимо без приобщения их к миру искусства. Поэтому в своей работе особое внимание я уделяю интегрированной организованной образовательной деятельности детей по речевому развитию и ознакомлению детей с искусством: рассматривание и беседы, составление описательных рассказов по репродукциям картин знаменитых художников, ознакомлению с их жизнью и творчеством. При этом использую нетрадиционные приемы и методы работы с картинами. В частности, прием «вхождения» в картину, где детям предлагается представить себя не месте какого-либо предмета или персонажа, изображенного на картине. Это учит переживать, будит детское воображение.

Образовательную деятельность по ознакомлению с искусством провожу в интеграции с изобразительной деятельностью.

Художественно-речевая деятельность формируется и в самостоятельной деятельности детей. В ходе такой деятельности обогащается речь, совершенствуются умения пересказа, выразительного чтения.

Результаты проводимой мною работы подтверждают целесообразность выбранного направления:

  • речь детей становится связной, выразительной, расширяется их словарный запас;
  • дети становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать;
  • охотно составляют рассказ или сказку на тему, выражают свои впечатления более ярко и образно;
  • дети более уверенно используют невербальные средства общения (жесты, мимика, движения);
  • у детей появился интерес к книге, театру, и искусству в целом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что решение задач художественно-речевого развития дошкольников способствует развитию их творческих и интеллектуальных способностей, речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, любовь к родному краю, к его истории, природе, труду людей, воспитанию таких качеств, как доброта, трудолюбие, взаимовыручка.

В ходе работы над темой, мною создана методическая копилка по образовательной деятельности детей младшего — старшего дошкольного возраста по ознакомлению их с художественной литературой, искусством; подобраны иллюстративный материал, дидактические игры, различные виды театров.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год