Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровое пособие «Радужная мозаика»
Нарушение зрения у детей
Автор: Абрамова Татьяна Леонидовна   
18.10.2015 10:19

Игровое пособие «Радужная мозаика»Игровое пособие «Радужная мозаика»

Одним из приоритетных направлений коррекционно—развивающей работы в группе для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Дети с косоглазием и амблиопией испытывают значительные трудности при восприятии объектов. Восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее, чем у их сверстников с нормальным зрением. Из вышесказанного следует, что для детей дошкольного возраста необходимо организовывать и проводить индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию социально бытовой ориентировки, развитию зрительного восприятия. Как правило, дошкольники активны, любознательны, проявляют интерес к окружающему, а данный возрастной период является сензитивным к обучению.

 

Скачать конспект

У детей с косоглазием и амблиопией за счет ограниченных зрительных возможностей затруднена ориентировка в пространстве. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает наличие ошибок при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения в микроплоскости, овладении пространственными терминами.

Работая над проблемой – коррекции нарушения зрения, считаю, что одним из эффективных средств развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, развития мелкой моторики может стать игровое пособие «Радужная мозаика».

В нем использовано игровое поле, состоящее из нескольких частей, соединенных между собой молнией, пуговицами, шнуровкой, кнопками. Формирование мелкой моторики приобретает у детей дошкольного возраста одно из главных значений в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В игровом пособие ярко выражена наглядность, в виде полосок одинаковой величины разных цветов спектра, больших и маленьких кармашков разных цветов спектра, набора бабочек разных цветов, изображения предметов разной величины и разного цвета.

Я начала использовать в своей работе по коррекции зрения это дидактическое пособие, которое впоследствии усовершенствовалось, добавлялись элементы, разрабатывались упражнения, которые делают игру интересной, эмоционально — окрашенной, развивают цветовосприятие, совершенствуют мелкую моторику рук и развитие зрительно- двигательной координации и конечно исключают монотонность и скуку.

Общие цели и задачи к игровому пособию:

- Формирование и развитие цветовосприятия

- Развитие умения сравнивать предметы по величине

- Совершенствование мелкой моторики рук и развитие зрительно- двигательной координации.

- Формирование и развитие ориентировки в микропространстве

- Формирование и развитие социально-бытовой ориентировки

- Формирование навыка составления самостоятельных рассказов повествовательного, описательного и творческого характера.

- Активизация ряда психических процессов: восприятия, памяти, воображения.

- Формирование умения сотрудничать друг с другом (работать парами) и с взрослыми

Данное игровое пособие состоит из нескольких частей.

  1. Игровое поле, состоящее из нескольких частей, соединенных между собой молнией, пуговицами, шнуровкой, кнопками.
  2. Игровое поле с липучками и семью полосками одинаковой величины разных цветов спектра: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая.
  3. Игровое поле, поделенное на семь частей, прикрепленных между собой шнурками разных цветов. На каждой из частей основные оттенки цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
  4. Игровое поле с липучками. Набор бабочек разных цветов (9 штук)
  5. Большие и маленькие кармашки разных цветов спектра, соединенные между собой пуговицами и кнопками: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
  6. Изображения предметов разной величины и разного цвета.

Основные функции игрового пособия «Радужная мозаика».

Игровое пособие «Радужная мозаика» является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Воспитатель заботится об усложнении игры, придумывает различные упражнения, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес можно вместе с ними придумать более сложные правила.

Развитие связной речи:

- учить строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова

- учить детей строить высказывания, состоящие из предложений (Пошел цыпленок … Там он встретил… Они стали…)

– учить детей связно, последовательно рассказывать небольшие сказки, рассказы по предложенным на игре персонажам с помощью воспитателя

- составлять по персонажам небольшие рассказы сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно. Можно включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действие персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

–коллективное составление рассказа при непосредственной роли воспитателя

–развивать у детей желание самостоятельно создавать рассказы, сказки, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности,

Развитие умения сравнивать предметы по величине:

- развитие умения сравнивать предметы по величине, используя слова больше, меньше, одинаковые

- развивать у детей умение видеть качественные характеристики предмета, используя указания — «Найди большую…, маленькую..», «Найди одинаковые предметы по величине…», «Что больше? Что меньше?» и т.д.

- упражнять в сравнение двух предметов, развивать наблюдательность в определении величины разных предметов

- зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения

Формирование и развитие ориентировки в микропространстве:

- учить определять положение предметов по отношению друг к другу: справа-слев,, вверху-внизу.

- брать предметы рукой и располагать их в микроплоскости по указанию педагога

- познакомить детей с пространственными обозначениями сторон в микроплоскости. Учить использовать эти обозначения в речи

- учить ориентироваться в микропространстве: выделять правую (левую) сторону, середину, верхний правый (левый) угол, нижний левый (правый) угол и т.д.

- учить характеризовать словом положение того или иного предмета по отношению к другому

- определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в микропространстве

- учить детей определять местоположение предметов на микроплоскости с использованием указаний: «Что слева?», «Что справа?», «Что впереди?», «Что сзади?» и т.п.

– учить располагать предметы на плоскости: посередине, слева, справа, друг за другом, рядом, около, под, над, перед, между, левее, правее.

Формирование и развитие социально-бытовой ориентировки:

- находить предметы определенного цвета, величины

  • соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов

- формировать умение узнавать и называть цвет реальных предметов

- учить делать обобщения, совершенствовать умения группировать предметы по признакам

Развитие зрительного восприятия:

- развивать цветовосприятия, различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий и т. д.)

  • соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов

- находить предметы определенного цвета, величины

- группировать предметы по признаку (цвету), например «Подбери все зеленые предметы»

– учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.

- правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов

Развитие и осязания мелкой моторики:

- формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и изучением пальцев: обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки.

Данное пособие предназначено для работы тифлопедагогов, психологов, логопедов и воспитателей, для индивидуальной и подгрупповой работы.

Пособие используется в работе с детьми разных возрастных групп, используется с разными зрительными и речевыми патологиями.

Эта игра активно используется в нашем учреждении при работе на индивидуальных занятиях с детьми, для формировании сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, зрительного внимания, зрительной памяти, развитие мелкой моторики, развитие цветовосприятия, развития пространственной ориентировки в микропространстве. Игра вызывает живой интерес у детей, дети с увлечением выполняют игровые упражнения.

Игровое пособие «Радужная мозаика» выступает как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Игровое пособие развивает сенсорные способности детей. Ознакомление дошкольников с цветом, величиной предмета позволило создать систему упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие зрительного восприятия.

Содержание игрового пособия «Радужная мозаика» формирует у детей правильное отношение к предметам окружающего мира.

С помощью игрового пособия развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе игры развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В упражнение "Угадай, что задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Эстетическое воспитание. Дидактическое пособие соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям: оно представлено перед нами в ярких красках, привлекает внимание, вызывает желание играть с ним.

Физическое воспитание. Игровое пособие создаёт положительный эмоциональный подъём, требует определённого напряжения нервной системы. В данном пособие развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки

Список используемой литературы:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под редакцией Л.И. Плаксиной. Издательство «Экзамен», Москва, 2003 г.
  2. Плаксина, Л.I4. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. — М., 1998.
  3. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Григорьева, С В Сташевский. — М., 1990.
  4. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. М., 1985
  5. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. — М., 1990.
  6. “Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения” Методическое пособие. Научный редактор: Ремезова Л.А. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной технологии Самарского ГПУ, Тольятти, 2002
  7. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год