Особенности формирования словаря у детей с нарушением зрения Валентина Александровна Бояршинова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №24 «Пчёлка» комбинированного вида г.Бердска Воспитатель первой категории Прислушайтесь, как говорят вокруг…. Где же он наш великий и могучий русский язык, что с ним стало? К сожалению, сегодня, редко кто заботится о красоте, чистоте и грамотности речи, а ведь речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Появление и становление речи приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для развития устных и письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Молодые родители чаще всего не следят за выбором слов в беседах со своими детьми, поэтому огромная ответственность по формированию и обогащению словаря дошкольников встаёт перед работниками дошкольного учреждения.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Процесс освоения родного языка идёт постепенно и проходит несколько этапов, претерпевая как количественные, так и качественные изменения. Работая с детьми с нарушением зрения, я поняла, что мои дети с трудом овладевают словарным запасом, отстают в этом направлении от своих сверстников, посещающих общеразвивающие группы. Дети с нарушением зрения быстро утомляются, плохо запоминают, с трудом могут сосредоточиться. Учитывая то, что в дошкольном возрасте работа над словом расширяет представления малыша об окружающем мире, углубляет его чувства, организует социальный опыт, я стала серьезное внимание уделять обогащению словарного запаса у своих воспитанников. Изучив специальную литературу и проведя целенаправленное речевое обследование качественного и количественного состава словарного запаса детей с различными зрительными нарушениями, пришла к выводу, что развитие речи данной категории детей имеет свои особенности, а именно: - изменяется темп развития; - нарушается словарно-семантическая сторона речи; - появляется "вербализм", из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко употребляются развернутые высказывания; - речь детей с нарушением зрения выполняет, прежде всего, компенсаторную функцию, которая обеспечивает сферу чувственного познания. Зная и учитывая особенности речевого развития детей с нарушением зрения, я выстроила осознанную, эффективную систему работы по формированию словаря своих воспитанников. В связи с тем, что пополнение лексического запаса слов, происходит в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, входит в его сознание через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, поэтому я проводила работу по активизации сохранных анализаторов. То есть создавала такие условия, при которых процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов (ребенок осматривает предметы, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается к их звучанию, пробует на вкус, нюхает). Для детей 3-4 лет использовала такие методы, как: наблюдение за объектами ближайшего окружения, целевые прогулки, осмотр помещений, рассматривание и обследование предметов, рассматривание картин, игры - занятия с образной куклой, дидактические игры с игрушками, хороводные игры, сюжетно - ролевые игры на бытовые темы, чтение сказок, стихов, потешек, прибауток. Для достижения положительных результатов, более стойкого интереса детей к образовательной деятельности я сопровождала свои действия и действия детей словом; многократно называла предметы и действия; обеспечивала активное подражание детей речевому образцу; активное действие детей по обследованию предмета, включение двигательного, слухового и других анализаторов; широко использовала игровые приемы (сюрпризные моменты: появление предметов, неожиданное исчезновение и поиск, игровые действия, игровые атрибуты и другое), наглядность, в соответствии с офтальмологическими требованиями (яркая, контрастная, на разных фонах, с небольшим количеством деталей, либо объёмные предметы); предлагала свой рассказ, а дети добавляли его недостающим словом или словосочетанием. В работу с детьми среднего возраста, я добавила беседы об игрушках, описание игрушек и составление загадок по ним, словесно-дидактические игры. Для формирования умения вычислять качества и свойства предметов и игрушек я широко использовала прием сравнения. Чтобы научить детей последовательно строить сравнение, видеть значимые особенности, наиболее четко подбирать нужное слово я применяла такие приемы, как вопросы и указания, объясняла этимологию слов. С целью закрепления правильного словоупотребления организовывала драматизации, инсценировки с игрушками, сюжетно-ролевые игры. Продолжая работу по обогащению словаря детей старшей группы, я расширила круг наблюдаемых объектов; увеличила набор предметов и материалов, их признаков; стала использовать поисковые вопросы, вопросы-размышления; знакомить с новыми словами в определенном контексте, создавала речевые ситуации. Учитывая то, что у детей старшего дошкольного возраста появляется большой интерес к слову, к его значению, я уделяла большое внимание работе над семантизацией лексики. В моей практике нашли широкое применение следующие приемы, как: • объяснение значения слов путем показа картинки, • объяснение этимологии слов, • подбор синонимов и антонимов, • сравнение слов по звучанию и значению. Для закрепления и активизации словаря шестилеток широко использовала разнообразные приемы работы: рассматривание игрушек; рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием; дидактические игры и лексические упражнения; словесные игры; отгадывание готовых загадок и объяснение отгадок; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду, отгадывание загадок-присказок; составление рассказов детьми. Старшие дошкольники любят игры с мячом в кругу. Например, «Назови близкое по значению словечко»: я называю слово и бросаю мяч ребёнку. Ребёнок называет слово с близким значением и возвращает мяч. Или называю словосочетание со словами, имеющими переносные значения: золотая голова, золотые руки, золотая осень, а дети их толкование. В игре « Запомни и нарисуй» дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами: ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие. Использую приём парного взаимодействия – это задание дети выполняют парами, рисуют на одном листе бумаги одним набором карандашей, договариваются, чтобы предметы не повторялись. Уточнению значений слов служит и работа над обобщающими наименованиями овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и другие. Дети знакомятся с понятием живой - неживой предмет и используют это знание в играх типа «Отгадай предмет»: я, а затем кто-то из детей загадывает предмет, дети его отгадывают, задавая вопросы. Вопросы к детям задаю так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет». Это живой предмет? Это овощ? Это дерево? У него есть иголки? Словарную работу осуществляю во всех видах детской деятельности. Непосредственное общение с детьми в течение всего дня, во время всех режимных моментов - умывания, одевания, приёма пищи, труда детей, игровой деятельности, совместной деятельности, на прогулках, на занятиях по различным образовательным областям, в творческой художественной деятельности расширяет словарь детей. Использование технических средств позволяет реализовывать задуманное в благоприятной, эмоционально окрашенной атмосфере. Организация в группе центров по развитию речи: театрализованного уголка, центра игр – драматизаций, центра дидактических и речевых игр - все это позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности. Язык нельзя просто выучить, им нужно овладеть. Решить эту задачу помогает использование комплексного подхода, а именно: целенаправленная, одновременно лечебно-восстановительная и коррекционно-развивающая работа. При правильном и последовательном руководстве взрослых (воспитателя, дефектолога, музыкального руководителя, хореографа, родителей) словарь детей с нарушением зрения достигает нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности во всех видах деятельности. Литература: 1. Бабина Е.С. Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих дошкольников; 2. Бородич А.М. Методика развития речи; 3. Методика развития речи / под редакцией Федоренко Л.П., Фомичевой Г.А., Лопарева В.К.; 4. Плаксина Л.И. Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения; 5. Покутнева С.А. Развитие устной речи слабовидящих дошкольников; 6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей; 7. Шипицина Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения.
|