воспитателя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Олинская средняя образовательная школа» Сангаджиевой Лидии Сангаджиевны АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Лиманский район, село Оля
Программное содержание: Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им . Упражнять в употреблении сложных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями. Расширять словарный запас. Материал: Иллюстрации с изображением птиц. Аудиозапись пения птиц . Зима (кукла, одетая по зимнему).
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах.
Ход занятия Воспитатель: читает стихотворение О .Высотской «Мастерица зима». Пришла зима, хлопочет: Укутала в снега Все кочки и пенёчки Скамейки и стога. Зима велела дубу Накинуть пышный мех, На ель надела шубу Тепло укрыла всех. Краснеют свиристели На веточках берёз. Они не улетели. А выдержат мороз? Воспитатель: Как называют птиц , остающихся на зиму? (ответы детей). Звучит музыка , появляется Зима. Зима: Здравствуйте, ребята! Проверила я , как к зиме приготовились реки и озёра. Что я увидела? Земля и деревья тоже приготовились к зиме. А вы знаете как ? Животные и те приготовились к встрече со мной, а как ? ( Ответы детей). Хочу сейчас смотр птицам устроить. Что это за птицы, смелые да выносливые , что меня не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите . (Воробьи, вороны, сороки ,синички, снегири, чижи, дятлы, клесты, галки, голуби, свиристели, щеглы, овсянки). Интересно мне узнать: как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают? Вот , например, кто это? Маленький мальчишка В сером армячишке. По дворам шныряет, Крохи собирает, По ночам кочует, Коноплю ворует. Дети: Воробей. Воспитатель: Верно, а как он выглядит? (Показывает иллюстрацию.) Воробей-маленькая , очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв у него тонкий, твёрдый, к концу заострённый; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. Вхолодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? (В щелях стен, 1. . Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышей, в заброшенных гнёздах. 2. Где они пищу находят? (Во дворах, на свалках, в кормушках.) 3.Вы слышали , какие они звуки издают? (Включает аудиозапись чириканья.) Воробьи селятся стайками. Если сторож заметит в небе хищника, кричит « чир-р»-и воробьи улетают. Зима: Эта птица-непоседа Одного с берёзой цвета. Кто это? Дети: Сорока. Воспитатель: Как она выглядит? (Выставляет иллюстрацию). Сорка –крупная птица с красивым чёрно-белым оперением. Окраска перьев на голове , крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая , отсюда её прозвище сорока- белобока. Хвост длинный , ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая хвост держит веером. Кто знает, почему её называют сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет). Где она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников). Само гнездо шарообразной формы, а вход сбоку. Какие звуки издаёт сорока? (Включает аудиозапись). Напоминают эти звуки треск, стрекот. Зима: Какую пользу приносят сороки? Дети: Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в их брошенных гнёздах селятся мелкие птицы. Зима: Она маленькая птичка, И зовут её…. Дети: Синичка Воспитатель: (Выставляет иллюстрацию). Как она выглядит? (На голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле и брюшке черная полоса- галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.) Где синички устраивают гнезда? (В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов , синичниках .) Какие звуки они издают? Послушайте (включает аудиозапись.) Много ли они насекомых уничтожают? (Столько , сколько сами весят.) Зима : Красногрудый , чернокрылый, Любит зернышки клевать . С первым снегом на рябине Он появится опять . Кто это? Дети: Снегирь. Воспитатель: ( показывает иллюстрацию). Почему эта птица называется снегирь? (от слова снег).Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные.) Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное , а у снегирихи-серое , клюв короткий, толстый, черный. Зачем снегирю толстый , короткий клюв ? ( Расклёвывать ягоды рябины и есть зернышки, расклевывать семена клена, липы.) Посмотрите , какая красивая птица снегирь ! Она малоподвижная , по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Послушайте, как она поет (включает аудиозапись). Зима: Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой , Всё равно ты будешь мой! Кто это ? Дети: Дятел. Воспитатель: (показывает иллюстрацию). Какой красивый ! Кто хочет описать его ? (Верх тела –головы, шеи, спины и крыльев –у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы , от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные ). Как вы думаете, дятел хорошо летает ? (Нет.) А где проводит большую часть времени ? (На дереве.) Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен ? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева , долбит кору и вытаскивает из-под неё длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки .) Только дятел может уничтожить столько насекомых , живущих в коре деревьев . Дятла считают санитаром леса . Зима: Кто там прыгает , шуршит, Клювом шишки потрошит. Голоском речистым, чистым Кле-кле-кле- поёт со свистом ? Дети: Клест. Воспитатель : (показывает иллюстрацию). Это необычная птица , опишите её . (Окраска оперения у клеста оранжево- красная , крылья и хвост буро- черные , самка зеленовато-желтая.) Посмотрите , какой у него клюв : надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой , таким клювом удобно щелкать орешки . Клест-единственная птица , которая выводит птенцов зимой . Эти птицы птицы строят тёплое гнездо для птенцов на деревьях . Как поют клесты ? (Кле-кле-кле.) Зима: Носит серенький жилет , Но у крыльев – черный цвет. Видишь - кружат двадцать пар И кричат : кар-кар-кар . Дети: Ворона . Воспитатель : (показывает иллюстрацию ). Опишите её . (Черная голова, горло, крылья, хвост , остальное оперение серое .) Днём они промышляют в городе , а на ночь улетают в пагк и ночуют на деревьях . Давайте поиграем в ворон . Проводится физкультминутка . Воспитатель читает стихотворение : Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны : Кар-кар-кар. Дети бегают , размахивают руками и кричат : Кар-кар-кар. Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар. Только к ночи умолкают И все вместе засыпают . Дети садятся на корточки , кладут руку под щеку - засыпают.
Зима : Много интересного вы вы про птиц знаете . Я хочу вам по-другому загадки загадать. Отгадайте , что за птица ? Дети отгадывают загадки , воспитатель ставит в ряд соответствующие иллюстрации с изображениями птиц. Зима. Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но он же драчливый, боевой, удалой. (Воробей.) Красногрудый, толстый, малоподвижный . (Снегирь.) Твердоклювый , красноголовый , пестрокрылый , трудолюбивый. (Дятел.) Ловкая , подвижная , чернохвостая , белобокая.(Сорока.) Чернохвостая , чернокрылая , горластая разбойница. (Ворона.) Маленькая , на брюшке черная полоса , юркая , ловкая.(Синица.)С крестообразным клювом ; только она зимой птенцов выводит. (Клест.) Если дети путают названия птиц , можно провести дидактическую игру «Кого не стало». Воспитатель. Все птицы разные. Снегирь малоподвижный ,а синица… У синицы клюв тонкий , а у дятла… Ворона большая , а воробей… Клест нарядный , а воробей… Синицы высиживают птенцов летом , а клест… Дети отвечают на вопросы педагога. Воспитатель. Если снегирь мало двигается , то он какой? (Малоподвижный.) Если у синицы черная голова , то она какая? (Черноголовая.) Если у сороки белый бок , то она какая? (Белобокая.) Если у сороки черный хвост , то она какая ? (Чернохвостая.) Если у снегиря красная грудь , то он какой ? (Красногрудый.) Про кого из зимующих птиц можно сказать мой (клёст, дятел ,снегирь, воробей, голубь…) , моя (ворона , синица , свиристель , овсянка..), мои? Вы запомнили, кто как поёт? (Воробей – чирикает, Сорока -стрекочет , голуби – воркуют, ворона – каркает , клест – свистит.) Зима. Давайте устроим птичью ярмарку! Кто какой птицей хочет быть? В игре могут участвовать 2-3 ребёнка . Каждый участник выбирает. Какой птицей он будет, и рассказывает о себе. Воспитатель. Какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей деревья , поля , огороды; радуют песнями , украшают природу.) Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить. Воспитатель читает стихотворение . А. Яшина «Покормите птиц.» Подкормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Не богаты их корма- Горсть зерна нужна. Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Зима. Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде. Пора мне уходить. У меня много дел, но я вас не забуду. Когда выйдете на прогулку, я с вами поиграю. Пощипаю вам носы и щёки , да и бегать , чтоб согреться , заставлю! До свидания!
|