Конспект занятия по развитию речи для старшей группы - "Царица зима"
Программное содержание: Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру ведения диалога. Материалы: Дидактическая игра «Дополни картинку», дидактическая игра «Кому что нужно?», две снежинки с загадками, картинка «Царица зима», картинки- помощники к загадке, мяч, ледяная шкатулка с сюрпризом.
Ход занятия Воспитатель: Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокожа, светлолица Как махнула рукавом- Все покрыла серебром!
-Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? ( О зиме.) -Почему зиму называют царицей? -На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Зимние -Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль.) -Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима, какая? (Снежная, холодная, студеная, морозная, и.т.д.) -Это вы описали зиму. А как описывают зиму поэты? (стих. С. Есенина «Белая береза») -Так описывает зимнюю березу С. Есенин. Как описывает зиму В. Степанов? -Царица зима принесла на наше занятие много игр и развлечений. Ребята, посмотрите на картинку , какое время года здесь изображено? -Почему вы решили, что на картине зима? -А сейчас мы поиграем в игру «Дополни картинку». Вы объясните, какие изменения происходят с животными и людьми зимой. -Как можно зиму назвать ласково? (Зимушка.) -А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются зимовать? (Зимующие.) -Как называется день зимой? (Зимний.) -Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие» - это слова родственники. -А какие слова родственники можете назвать вы? -А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно?» Клюшка нужна... ( хоккеисту ) Коньки нужны... ( конькобежцу ) Санки нужны.... ( саночнику ) Лыжи нужны... ( лыжнику ) Шайба нужна... ( хоккеисту ) -Скажите, а что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.) Физкультминутка Морозы детям не беда Не страшны им холода, Ходим в шубах и ушанках И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем И с горы кататься станем.
Снег пушистый все летает, А метель все завывает.
Сколько снегу намело! Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем И в снежки играть пойдем.
-Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками. Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю... (снег) С неба все скользят пушинки- Серебристые... (снежинки) На поселки , на лужок Все снижается Вот веселье для ребят Все сильнее... (снегопад) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в ...(снежки) Словно в белый пуховик, Нарядился... (снеговик) Рядом снежная фигурка- Это девочка... (снегурка) На снегу-то посмотри?- С красной грудкой... (снегири) Словно в сказке как во сне, Землю всю украсил... (снег) -Какие слова-отгадки здесь повторяются? -А что это за слова? (Это слова родственники.) -Так без чего не бывает зимы? (Без снега.) -А теперь давайте вспомним свойства снега и придумаем про него загадку. -Какой снег на ощупь? (Холодный.) -Холодный как что? -Что еще бывает холодным? (Лед, лягушка.) -Какой снег на ощупь? (Мягкий.) -Как что? (Как вата.) -Какой по цвету? (Белый.) -Как что? (Как сахар.) -Какой по весу? (Легкий.) -Как что? (Как пух.) -А сейчас опираясь на картинки, составьте загадку про снег. Холодный, но не лед, Белый, но не сахар, Легкий, но не пух, Мягкий, но не вата, Что это такое? -Люди много наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, которые помогали людям «приспособиться» к природе. Давайте поиграем в игру «Вспомни примету» (Дети встают в круг, игра проводиться с мячом.) Зима морозная – лето ... (жаркое). Много снега – много ... (хлеба). Иней на деревьях – значит быть ...(морозу). Белее земля – зеленее ... (лето). Много воды – много ...(травы). Снег прилипает к деревьям к ... (теплу). В феврале два друга ... (мороз и вьюга). -Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? (О зиме.) -Что вам больше всего понравилось? -Посмотрите, какую ледяную шкатулку подарила нам зима. Она очень рада, что вы знаете о ней так много интересного и дарит вам сладкие леденцы.
Литература: 1. Журнал "Ребенок в детском саду" №3, 2006 г. 2. Интегрированные занятия. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Л. Г. Селихова, Изд.: Айрис – пресс, 2007 г. 3. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников., Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр, Изд.: Сфера, Творческий Центр, 2008 г. 4. Развитие речи детей 5- 7 лет, О. С. Ушакова, Изд.: Сфера, 2010 г.
Юдина Диана Николаевна Воспитатель МБДОУ №31 "Журавлик"– ЦРР г. Старый Оскол
|