Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для детей старшей группы |
Занятия по теме "Зима" | |||
Автор: Фазуллина Рима Ригеловна | |||
06.01.2024 13:45 | |||
Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для детей старшей группы Цель НОД:
Задачи НОД:
Методическое обеспечение: Магнитофон и диск с записью голосов зимующих птиц; цветные картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел); кормушка; поднос с ягодами, семенами подсолнечника, пшено, хлебные крошки, сало; цветные картинки для дидактической игры «Угощу птиц», карандаши; раскраски по теме; письмо с заданиями от сороки в конверте; разрезанные картинки с изображением птиц «для работы в парах»; картинки птиц на магнитах для игры «На кормушке». Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие» — умение договариваться и работать в паре; воспитывать доброе отношение к природе. ОО «Речевое развитие» — знакомство со стихотворениями о птицах; закреплять умение слушать и отгадывать загадки; совершенствование грамматического строя речи; слуховое восприятие детей. ОО» Познавательное развитие» — закрепление знаний о зимующих птицах; развитие умения узнавать, сравнивать, называть разных птиц, выделяя общее и различия в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи. ОО «Художественно – эстетическое развитие» — приобщать к музыкальному искусству. ОО «Физическое развитие» — формировать у детей потребности в двигательной активности; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей». Словарная работа: существительные – снегирь, синица и т.д., корм, зерно, семена, оперенье; прилагательные – насекомоядные, зерноядные, белобокая, красногрудый, длиннохвостая; глаголы – каркает, свистит, трещит, чирикает, воркует. Сюрпризный момент: Письмо с заданиями от Сороки. Здоровьесберегающие технологии: глазная гимнастика, физкультурная минутка — что помогло детям расслабиться и повысить эмоциональный настрой. Методика проведения деятельности (ход НОД):
Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы» (для детей старшего дошкольного возраста) Вводная часть: Воспитатель: — Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Давайте ещё раз поздороваемся с ними. Воспитатель: - Ребята, встанем дружно вместе в круг (дети встают в круг) Я твой друг и ты мой друг. (каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища). Дружно за руки возьмёмся (дети берутся за руки) И друг – другу улыбнемся. (улыбаются друг — другу) От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг. Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором написано детский сад «Милэш» ребятам. Пришло это письмо из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку, и может быть, тогда мы узнаем, кто же прислал это письмо: Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, Белобока, а зовут её … (сорока). Ребята, вы узнали кто это? Дети: Сорока. Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! А давайте скорее откроем конверт и узнаем, что все- таки в нем. «Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы?» Основная часть: Воспитатель: А давайте вместе отправимся в увлекательное путешествие. Вот вам первое задание. Ребята подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их: Дидактическая игра «Сложи птицу!» На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу. Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске. Воспитатель: Что у вас получилось? Дети: Птицы. Воспитатель: А почему вы думаете что это птицы? Дети: Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки. (Показывает наглядно по картинке строение птицы на примере голубя.) Воспитатель: А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д.) Молодцы! С первым заданием справились. Воспитатель: А как одним словом можно назвать этих птиц? Дети: Зимующие. Воспитатель: Почему этих птиц называют зимующими? Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях. Воспитатель: А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Воспитатель: Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Один, два, три повернись, на лесной опушке окажись! (Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.) Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно. Слышите голоса? Это голоса птиц. Воспитатель: Ребята нужно выполнить второе задание Сороки: «Отгадай загадку и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и вешает его на доску. Вместе с детьми рассказываем о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц. Воспитатель. Итак, сегодня мы будем продолжать знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем отгадывать загадки, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни. Воспитатель. Вначале мы с вами вспомним птиц – «Наши соседи». Как зовут нашего первого гостя? Отгадайте, что за птица Скачет по дорожке? Словно кошки не боится, Собирает крошки, а потом на ветку – прыг И чирикнет: «Чик-чирик» (Воробей) Картинка с изображением воробья появляется на доске. Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей – это маленькая, неунывающая птичка. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей. Послушайте какой звук издает воробей (CD диск с записью). Воспитатель: Встречайте второго гостя: Выносливая птичка Усердно ищет корм И крошки подбирает Воркует под окном. (Голубь) Послушайте, как воркуют голуби (CD диск с записью). Картинка с изображением голубя появляется на доске. Воспитатель. Голубь- это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья. Голуби –доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками. Воспитатель. Следующая наша гостья: Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. Может, в них и мало прока. Но горда собой… (Сорока) Картинка с изображением сороки появляется на доске. Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске) Сорока — белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам: Как лиса среди зверей Эта птица всех хитрей, Прячется в зеленых кронах, А зовут ее … (Ворона) Картинка с изображением вороны появляется на слайде. Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске) Ворона — важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны — крупная птица чёрно-серым оперением. У вороны большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Воспитатель: Теперь вспомним птиц, которые обитают в лесу. Воспитатель. О какой птице так говорят? Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! (Дятел) Картинка с изображением дятла помещается на доску. Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске) Дятел — крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый. Дятлов называют санитарами леса или лесным доктором. Почему их так называют? – они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек. Воспитатель. Встречайте следующего гостью: Что это за птица? Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) На доске появляется картинка с изображением синицы. Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске) Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем: Физкультминутка «Снегири». Вот на ветках посмотри — хлопают руками по бокам В красных майках снегири — наклоняют голову в стороны Распушили перышки — частое потряхивание руками Греются на солнышке — хлопки по бокам Головой вертят, улететь хотят — повороты головы Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! — дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями. Воспитатель: Еще у нас с вами остались зимующие птицы и мы их назовем «Гости с севера». Почему? Поточу, они прилетают к нам с первым снегом с далёкого холодного севера. В их родных краях такой холод, что им кажется, что у нас очень тепло. Встречайте первого гостя с севера: Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это... (Снегири) Картинка с изображением снегиря появляется на доске. Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске) Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это? Птичка на большой сосне Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!». Твердый клюв похож на крест, Семена из шишек ест. (Клест) - У клеста удивительный клюв – напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей. Эти птички с хохолком И красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти — … (Свиристель) Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить вас ещё с одной зимующей птицей- свиристель. Свиристель — это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской. Свиристель живёт в тайге. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть». Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели. Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? Воспитатель показывает птицу, а дети называют её. Воспитатель: Сорока задала нам еще одно задание. Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?» (На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?») Воспитатель: А вот еще одно задание от сороки. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:
Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.
Что неправильно и почему? – макароны это продукты.
Что неправильно и почему? – куницы это животные.
Что неправильно и почему? — комары это насекомые. Воспитатель: Дадим нашим глазкам отдохнуть (головой не крутим, за птичкой наблюдаем только глазками). Глазная гимнастика «Сорока» Длиннохвостая сорока Хлопотунья белобока. По лесу летает Вести собирает. Вправо-влево, вправо-влево Все летает то и дело. С веточки на веточку Отлетает чуточку. Вверх и вниз, верх и вниз. Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет, Будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза, Мы зажмурили глаза. Поскорей улетай Ты нам больше не мешай. (Проследить глазами за движением птицы «далеко — близко» 6- 8 раз; движение глаз вправо-влево 6-8 раз; движение глазами вверх вниз 6-8 раз проследить глазами по кругу в одну и другую сторону; поморгать и зажмурить глаза) -Воспитатель: Ребята как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда наша с вами зимняя подкормка спасает их от гибели. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.) А теперь встанем, повернемся на лево, сделаем четыре шага вперед и заглянем в полку. Дети выполняют задание Сороки: «Найти предмет!». Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц: ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки; сытные, аппетитные семечки; полезный зерно; вкусные спелые ягоды; питательное, свежее сало; пшено. Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Если оставить сырое яйцо, ворона самостоятельно проделает в нем отверстие, выпьет содержимое, а скорлупу съест. Не побрезгует она и творогом. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов Воспитатель: Поиграем в дидактическую игру «Угощу птиц». Воспитатель называет птицу, а дети проговаривают чем будем птицу угощать:
Теперь самостоятельно «Покорми птиц» (воспитатель раздает картинку, где слева нарисована птица, а справа корм. Надо соединить зимующую птицу и корм). Игра — стихотворение «на кормушке на кормушке» Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Подойдите к столу и возьмите любую понравившуюся птицу. Представьте, ребята, что вы — птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети садят птицу на доску — кормушку). Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краёв Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог Налетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье. Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (зимующие). Затем дети выполняют седьмое задание Сороки: «Назови правила подкормки птиц!». Называют правила (воспитатель при необходимости помогает):
Воспитатель: Настало время выполнить последнее, восьмое задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы:
Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока». Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы». Воспитатель: Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах. Давайте сделаем альбом «Птицы» и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том, как нужно заботиться о них. (Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц.) Заключительная часть. Воспитатель: В трудную минуты не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. Я предлагаю изготовить кормушки дома вместе с родителями, чтобы развесить их около своего дома и подкармливать птиц. А летом птицы будут помогать нам, они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса. Самоанализ открытого НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Зимующие Вашему вниманию было представлено занятие: «Зимующие птицы» — ознакомление с окружающим миром. Мною были поставлены следующие задачи:
Для реализации поставленных задач использовала следующие методы: наглядный (рассматривание картинок с изображением зимующих птиц; задания с разрезанными картинками с изображением зимующих птиц) словесный (загадки, беседа, вопросы, объяснение, прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц, чтение стихотворений.) практический (дидактические игры, физкультминутка «Снегири», глазная гимнастика «Сорока»). Также использовала такие методические приёмы как: аудиозапись, показ, беседа, рассказ, вопросы, речевые пояснения к действиям, смена видов деятельности, сюрпризный момент. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Создание поисковой, проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Весь наглядный материал и оборудование для занятия подобраны в соответствии с программным содержанием и возрастом детей. Мною были продуманы условия: в группе проветрено, продумано размещение детей, расставлено оборудование, подготовлен соответствующий материал для проведения совместной образовательной деятельности. Структура занятия состояла из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть была направлена на мотивацию детей. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия, с помощью психогимнастики «Встанем вместе дружно в круг». Дети подарили гостям свои улыбки. Основная часть строилась на использовании всех методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые были тесно взаимосвязаны. В ходе игр и упражнений, реализованных мною в этой части занятия, были достигнуты все поставленные цели. На протяжении всего занятия я старалась акцентировать внимание детей на вопросах, стимулировала речевую активность детей, задавала вопросы, добивалась ответов, предлагала повторить. На занятии использовала чтение стихотворения, загадывание и отгадывание загадок, которые помогают упражнять ум, развивать мыслительные способности детей. Заключительная часть предложили изготовить кормушки дома вместе с родителями, чтобы развесить их около своих домов и подкармливать птиц. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности. Продолжительность занятия соответствовало требованиям СанПина. Также использовала здоровьесберегающие технологии – физкультурная минутка «Снегири», что помогло детям расслабиться и повысить эмоциональный настрой. В ходе занятия старалась реализовать совместную деятельность взрослого и детей, главной составляющей являлось взаимодействие. С программным содержанием ребята справились. Дети расширили свои знания о зимующих птицам, обогатили словарный запас, закрепили понятие «зимующие птицы». Использование сюрпризных моментов, смена видов деятельности позволили в течение всего занятия удерживать внимание детей. Считаю, что мне удалось достичь цели занятия через реализацию всех поставленных задач. В заключение хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне в дальнейшем совершенствовать свое профессиональное мастерство.
|