Муниципальное дошкольное учреждение г.Ртищево Саратовской области МДОУ №15 «Ручеек». Подготовила воспитатель:Курышова Н. Н
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей .
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода,направленного на всестороннее развитие личности ребенка,на принципах гуманизации педагогического процесса,с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. (Слайд3) Здоровьесберегающая среда. – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.(слайд5) Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс: • социально-гигиенических • психолого-педагогических • морально-этических • экологических • физкультурно-оздоровительных • образовательных К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести • морально-психологический климат • экология и гигиена • современный дизайн • рациональный режим жизни, труда и отдыха • современные образовательные программы, методики и технологии
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются: • динамизм • открытость • гибкость • саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем • Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный, игровые комнаты, медицинский кабинет,изолятор ,спортивная площадка ( Слайд8) В самих группах созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Мы стараемся создать комфортную,уютную среду,приближенную к домашней,где можно организовать разные виды игровой и творческой деятельности:все группы оснащены разнообразием игрового,наглядного материала .Важное значение в сохранении психического здоровья детей придаем личностно-ориентированного стиля общения,основой которого является признание малыша как полноценной личности,учету детских интересов и предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности,повышению самооценки малыша. Утренники, развлечения,кукольные театры,способствуют присутствию в нашем учреждении атмосферы радости, праздника. Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства (среды) придается: - подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками; Основные цели и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни Выделяют три группы технологий: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Ритмопластика Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация НОД Гимнастика пальчиковая Гимнастика для глаз Гимнастика дыхательная Гимнастика бодрящая Гимнастика корригирующая 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: НОД Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) Коммуникативные игры Занятия из серии «Здоровье» Самомассаж Точечный самомассаж 3. Коррекционные технологии: Технологии музыкального воздействия Сказкотерапия Технологии воздействия цветом Технологии коррекции поведения Психогимнастика Фонетическая ритмика Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.
|