Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Здоровье
Автор: Анжела Винюкова   
02.05.2014 11:15

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возрастаВведение.
Актуальность выбора темы: Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным  и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладение суммой определенных знаний  и изучение разных приемов работы с детьми, а так же пропаганды  знаний, о  здоровом образе жизни,  среди родителей.

Скачать полный конспект

Актуальность объясняется  снижением здоровья  современных детей. Имеется ввиду их психическое и физическое здоровье. Об этом свидетельствует статистика. Установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в дошкольный возраст. Главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.
Охрана здоровья детей является важнейшее социальной задачей, так как состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Появилось много книг, оздоровительных программ, цель которых – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.
Объект исследования: является развитие познавательной активности у детей в усвоении основ здорового образа жизни и осознанного отношения к нему.
Предмет исследования: возможность использования различных форм работы с детьми и родителями по пропаганде здорового образа жизни..
Цель исследования: Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Гипотеза исследования: Процесс формирования  знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности может быть эффективным, если:
- разработать план работы, по формированию у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, включая различные виды деятельности.
-  закрепление полученных знаний в повседневной жизни.
- совместная работа с родителями.
Задачи исследования:
1 Анализ психолого – педагогической, методической литературы по данной проблеме исследования.
2 Диагностика по выявлению  уровня знаний и представлений  детей о здоровом образе жизни.
3 Количественная и качественная обработка результатов диагностики.
4 Практическая работа с детьми по разработанному плану
5 Работа с родителями
6 Контрольная диагностика в конце года.
7 Анализ результата работы.
Методологическая основа:
В своей работе опиралась на исследования основанные на теоретических трудах по проблеме воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста таких как  Ю.Ф Змановского, Лободина В.Т, Федоренко А.Д., Александровой Г.В., Кривых С.В.
Теоретическая значимость и новизна исследования: Заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни. В формировании  осознанного отношения к своему здоровью, а  не просто механическое  выполнение заученного материала.
Практическая значимость исследования: состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно – образовательном процессе ДОУ и в семейном воспитании.
Глава 1. Теоретические аспекты  сущности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1 Комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через использования разнообразных форм, средств, методов и приемов.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей, формирования навыков и привычек здорового образа жизни  как никогда является актуальной. Ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Достичь необходимого интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно с детства научить ребенка  бережно относиться к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Известно, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить ему навыки здорового образа жизни? Найти ответ на эти и другие вопросы должны совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней стадии развития ребенка надо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы психического и физического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека знания о здоровом образе жизни. Впервые о необходимости привития таких знаний человеку  заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания здорового образа жизни подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения  и более чем на 60% от его образа жизни.
Также очевидно, что формирование у детей представлений о здоровом образе жизни обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка. Широким спектром педагогических средств и приемов.
Педагогика в тесном сотрудничестве с другими науками накопила некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа человека (Ю.Ф Змановский, В.В Кабанов, В.И. Сыренский, А.Г. Татарникова). Представлений дошкольников о себе, как о представлениях человеческого рода (С.А. Козлова). Основ безопасности детей дошкольного возраста (В.Г. Алямовская, Л.Н. Лагутеина) и др. Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а степень жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Формирование здоровья дошкольников  является приоритетным направлением педагогической деятельности. Надо учить ребенка любви к себе, к людям , жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Известно, что здоровье сберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность. Потребность в здоровье дошкольников есть у родителей, дошкольных учреждениях, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению его безопасности. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? Обозначив для себя проблему, я пришла к выводу, что при создании определенных условий, конечно возможно. Однако, необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующие привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.
Выявлены положительные тенденции, а именно:
с детьми проводятся занятия по ОБЖ.
осуществляется методическое обеспечение этих занятий.
Однако для меня обозначилось проблемное поле:
необходимость проведения познавательных занятий в систему.
необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения познавательного цикла на проблемно-поисковую.
поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни.
поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей.
расширение объема содержания занятий.
Как определить, какие знания о ЗОЖ доступны дошкольнику? Я думаю те, которые для ребенка являются «живыми», то есть получены практически, «чувственно», которые нужны ему сегодня, а не завтра и которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их можно нарисовать, слепить, придумать рассказ. Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации. Именно в процессе своей практической деятельности ребенок должен узнавать: почему определенным образом надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? Зачем делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот? Научиться рассуждать о своем здоровье ребенок должен не со слов взрослого, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.
Таким образом, в связи с этим все более ясно становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств.  Воспитание и обучение должны стать по истине «здоровье сохраняющими». В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. и эту его жизнь организуем мы, педагоги детского сада.
Современные дошкольные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка.
Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.
Глава 2. Система работы по формированию знаний и навыков у детей дошкольного возраста  о здоровом образе жизни.
2.1.Основные этапы и направления в работе.
Основная цель моей работы:
Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение психологического благополучия.
Опытно – экспериментальная работа проводилась в три этапа.
Этапы работы:
1этап – констатирующий. Данный этап имел следующие задачи:
Изучить теорико – методические аспекты воспитания  здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни  у детей.
Выработать оптимальные формы и методы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни в дошкольном учреждении.
Дать детям доступные возрасту знания о рождении, развитии человека, об устройстве организма, путях сохранения и укрепления здоровья.
Способствовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
2 этап – формирующий. Формирующий этап имеет следующие задачи:
1. использование разнообразных форм и методов работы в  формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
2. Систематическое проведение дидактических, настольно – печатных игр, бесед с детьми экспериментальной группы.
3. Совместная работа с родителями.
3 этап – контрольный. Задачи контрольного этапа:
1.Проанализировать результаты экспериментальной работы
2. Разработать методические рекомендации.
Для правильного формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста необходима определенная система знаний и умений, которые ребенок получит в процессе своей деятельности.
Учитывая выше сказанное, предполагается, что проблема формирования таких знаний у детей не работа одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи.
Укрепление здоровья – одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижение имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путем четко продуманной системы работы, включающей, физкультурно-оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.
С целью выяснения уровня знаний о здоровом образе жизни и определения содержания, форм и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности, особое внимание акцентировала на степень сформированности культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, беседы, игры  здоровье сберегающего характера.

 

Диагностические задания состояли из 3 направлений, в каждое направление входило по 2 части. Проведение мониторинга проходило  по трем уровням : высокий (самостоятельно справляется со всеми заданиями) 3балла, средний (с заданием справлялся при помощи взрослого) 2 балла, низкий ( самостоятельно с заданием не справляется или выполняет их в совместной деятельности со взрослым) 1 балл.  (приложение №1)

- определение представлений детей о строении тела и его функциональном значении:

1.диагноститеческую игру «Что это? Покажи у себя».

Игровая задача: игровой персонаж Незнайка задает ребенку вопросы по названиям органов тела. Дети должны

назвать и показать их расположение.

2.диагностическая малоподвижная игра «Что мы умеем»

Игровая задача: Незнайка спрашивает: «Что умеют делать наши руки?....пальчики?....ноги?...глаза? и т. д. Дети должны назвать и показать пантомимой само действие. Например: глаза могут смотреть, хлопать ресничками, закрываться (спать) и т.д.

- Уход за своим телом, навыки оказания элементарной помощи:

1. диагностика проводится в повседневной жизни группы. Просматривала выполнение гигиенических процедур в течении дня.

2. Диагностическая беседа «Как помочь мишке?»

Игровая задача: Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол». В беседе с детьми выяснить, какую помощь они могут оказать мишке. Дети должны показать знания : смазать йодом, приложить чистый платок или салфетку, позвать взрослого на помощь, вызвать врача.

- ОБЖ: Поведение в опасных ситуациях:

1. Диагностическая беседа «Как правильно поступать?».

Игровая задача: Чтение стихотворений детям А. Барто «Наша Таня» и «Идет бычок». Дети должны оценить поведение персонажей: правильно – неправильно, при помощи взрослого сделать заключение «как надо правильно поступать в опасной ситуации».

2.диагностическая игра – тест «Можно - нельзя».

Игровая задача: Дети с помощью Незнайки раскладывают картинки с опасными и неопасными ситуациями в две строки.

Первым этапом моей работы стало изучение нормативной базы по данной проблеме, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений. Составила перспективный план работы с детьми и их родителями.(приложение №2). Затем я начала работу над созданием и пополнением развивающей среды. Ведь развивающая среда – это окружение, с которым ребенок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребенка. Окружающие предметы помимо утилитарного значения являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного значения. Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой работы их саморазвития. При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию, я исходила из необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей, предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу каждого ребенка на любимое занятие.

Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов

среды и действий с ним, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которым ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач здоровье сберегающего содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами поощряя его действия.

Процесс воспитания здоровому образу жизни обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса.

Я пополнила в группе центр двигательной активности, оснастила атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений. Старалась поместить оборудование так, чтобы дети могли подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу. Также оформила центр здоровья, где разместила дидактические игры  такие как:

- Назови и покажи по порядку.

- Ласковое слово.

- Кто больше знает слов.

- Кто больше назовет действий объекта.

- Украсим слово. И т.д.

Уголок тишины и покоя, где ребенок может отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой. Я старалась создать   развивающую среду ,с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении укрепления, сохранения и поддержания здоровья.  Характер моего взаимодействия с ребенком в  среде детского сада определяю как педагогическую поддержку: поддерживаю ребенка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.

2.2.Сущность форм и методов, используемых в работе с детьми.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладением суммой определенных знаний, применения разных форм, методов и приемов работы с детьми.

Углубленную работу по воспитанию здорового образа жизни у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления веду третий год. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год