Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности Вся жизнь ребёнка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, что бы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребёнку, не выходя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства …» Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении направленной цели.
Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры. Игры-эксперименты - это игры на основе экспериментов с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – это манипуляция с определённым предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыком ЗОЖ. Игры заключаются в том, что ребёнок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия. Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов: · возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности; · доступности содержания игр; · сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действие детей; · ориентации на обеспечении «культурной практики» детей в игре; · сохранения продолжительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности; · адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе; · постепенного усложнения игр; · цикличной организации игр. Предлагаемые игры для детей младшего дошкольного возраста объединены в три тематических цикла по основанию содержания культурно гигиенических умений и навыков: Цикл - «Водичка водичка»; Цикл - «Я одеваюсь сам»; Цикл - «Так привыкли мы к порядку». Игры I цикла «Водичка, водичка…» Игры – экспериментирование «Чистящая вода» Цели · Получить и закрепить представления, что вода смачивает и очищает. · Сформировать навык мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой. Материалы: широкая миска с водой, две салфетки: чистая и грязная; гуашь. Игра - экспериментирование «Делаем мыльные пузыри» Цели · Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёнку, меняет цвет. · Поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам. Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, подносы. Игра – путешествие «Путешествие в страну Щеток» Цели · Обратить внимание детей на то, что существуют разные щетки (обувная, швабра, зубная, для расчесывания), но цель одна – помочь человеку убрать грязь. · Закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета. Материалы: разные щетки. Игры II цикла “Я одеваться сам могу” «Что отражается в зеркале» Цели · Познакомить детей с понятием «отражение». · Рассказать о необходимости использования зеркала для человека. Материалы: зеркала, ложки. Игра – путешествие «Путешествие в страну Одежды» Цели · Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правилах ухода за ней. · Пропрактиковаться в складывании одежды. Материалы: картинки с изображением одежды, обуви головных уборов. Игры III цикла «Так привыкли мы к порядку» Игра – путешествие «Путаница, или Что для чего» Цель Выявить путем исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определенных действий и должна находиться на своем месте. Материалы: тарелка, свитер, сапоги, игрушка, книжка. Игра – путешествие
«Путешествие в страну Игрушек»
Цель
Продиагностировать, что знают дети о необходимости соблюдения порядка в помещении, о необходимости убирать игрушки на место, быть бережным в отношении игрушки.
Материалы: разбросанные игрушки.
|