Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста на 2015 – 2016 уч. г «Здоровым быть — здорово!» |
Здоровье | |||
Автор: Тудвасева Татьяна Ивановна | |||
11.05.2016 14:26 | |||
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста на 2015 – 2016 уч. г «Здоровым быть — здорово!» Структурное подразделение МОБУ «СОШ№1» Г. Кудымкара «Дошкольные группы МОБУ СОШ №1» Программа утверждена на педсовете Педагог дополнительного образования Тудвасева Татьяна Ивановна г. Кудымкар 2015 г. Содержание программы
Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников — одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – “состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…” По свидетельству экспертов организации здравоохранения (ВОЗ) 1/5 населения земного шара страдает ожирением. Число страдающих ожирением и серьезность осложнений при них за последнее время увеличились. К сожалению, родители многих тучных детей не считают лишний вес болезнью и даже радуются упитанности, прекрасному аппетиту и спокойному поведению своего ребенка. А между тем подавляющее число детей, страдающих ожирением, остаются тучными в течение всей жизни. Расстройство липидного обмена при ожирении способствует развитию, особенно у взрослых, артериальной гипертонии, атеросклероза, желчнокаменной и ишемической болезней. Одним из решающих факторов, ведущих к развитию тучности у детей и взрослых, наряду с перееданием является гипокинезия — физически пассивный образ жизни. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению и лечению ожирения особенно важны в детском и подростковом возрасте, когда формируются основные функции организма В настоящее время достаточно разработана тема оптимизации двигательной активности в образовательном процессе ДОУ, однако не отражен индивидуально-дифференцированный подход с учетом уровней двигательной активности детей и не разработан алгоритм планирования игровых упражнений и подвижных игр в образовательном процессе ДОУ. Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребёнка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе. Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных, то есть с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребёнка. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное поведение и на занятиях, однако, это не следует расценивать положительно. Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счет движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики. Как правило, ребёнок малоподвижный, тучный плохо владеет необходимыми движениями. Таких сверстники обычно игнорируют, особенно в играх и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющими движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности. В соответствии с вышеизложенным, понимая необходимость совершенствования процесса индивидуально-дифференцированного подхода к детям с избытком массы тела и разным уровнем двигательной активности детей дошкольного возраста мною разработана программа физкультурно-оздоровительной группы «Здоровым быть – здорово» Цель программы: Развитие двигательной активности детей с избытком массы тела посредством индивидуально-дифференцированного подхода. Задачи программы: Оздоровительные задачи
Образовательные задачи
Воспитательные задачи
Программа адресована инструкторам ФК и воспитателям дошкольных учреждений. Особенностью данной программы является индивидуально-дифференцированный подход к детям с избытком массы тела, обеспечивающие сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо оздоровительный характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников. Данная программа предусмотрена для детей 5-7 лет, составлена на один учебный год и может быть продолжена в последующие годы. В соответствии с диагнозом дошкольники на занятиях лечебной физкультурой распределяются по подгруппам. Преобладающий диагноз – ИМТ (избыток массы тела), гипокинезия — физически пассивный образ жизни. Занятия проводятся также в группах и индивидуально. Их продолжительность зависит от возраста детей: для 5- 7 лет — 30 мин., индивидуально 10 – 15мин. Занятия проходят с сентября по май, 2 раза в неделю с 18. 30 – 19. 00. Занятия организуются в форме кружковой работы, в вечернее время и дополняют содержание основной общеобразовательной программы по физической направленности в ДОУ. Принципы реализации программы В основу разработки этих занятий положен ряд основных принципов:
Способ проверки результатов На основании диагноза ребенка, поставленного врачом – педиатром, фельдшера дошкольного учреждения проводится комплексная экспресс-диагностика с помощью специальных методик:
Для определения положительной или отрицательной динамики проводится диагностика 2 раза в год (в сентябре и мае). Анализ сравнительных результатов первичной и повторной экспресс — оценки позволяет говорить о тенденциях улучшения состояния здоровья и снижение веса. Форма проведения итогов реализации программы Анализ результатов работы по реализации программы проводится в форме творческого отчета из двух частей. В первой части представлены презентации, в которых отражается опыт работы по данной программе. Вторая часть показательные занятия для родителей и педагогов, на которых наглядно показать полученные результаты.
|