Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи с детьми с ОНР в соответствии с ФАОП ДО |
Здоровье | |||
Автор: Чернявская Надежда Федоровна Медведева Надежда Федоровна Седнева Кристина Юрьевна | |||
18.08.2024 04:18 | |||
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи с детьми с ОНР в соответствии с ФАОП ДО
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 п. Северный Белгородского района Белгородской области» Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных как в Федеральной образовательнойпрограмме дошкольного образования, так и Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования. является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Проводимая нами работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи позволяет решить несколько задач:
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Работа по развитию речи предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций посредством нейрокоррекции, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику, биоэнергопластику и кинезиологию. В своей работе с обучающимися ОВЗ мы используем следующие виды здоровьесберегательной технологии, познакомимся с ними поближе: Дыхательная гимнастика. Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Например: «Игрушки сели на качели» Дети лежат на спине – на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот. (фото) «Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. (фото) «Задуй свечу». Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. (фото) Артикуляционная гимнастика — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача — выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. (фото) Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
- Для развития зрительно– тактильной координации применяются нейродорожки и нейроходилки (фото) Например: «Массаж пальцев». (массируется каждый пальчик поочередно) Мышка мыла – мыла лапку: каждый пальчик по-порядку. Вот намылила большой, Сполоснув его водой. Не забыла и указку, Смыв с него и грязь, и краску. Средний мылила усердно- Самый грязный был, наверно. Безымянный терла пастой, - Кожа сразу стала красной. А мизинчик быстро мыла- Очень он боялся мыла! (игра с карандашами «Наши пальчики устали») (игра с Су-Джок) — фото Су-Джоктерапия — стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Физминутка. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Например: физминутка «Книга» Открывай скорее книжку! \ Развести руки в стороны В книжке мошка, мышка, мишка, \ по тексту В книжке мячик круглый бок, Вверх, вниз, прыг, скок. В книжке зонт, открой и пой, \ Поднять руки вверх над головой Дождик льёт, а ты сухой! \ Пальчиками по коленям Киска в книжке близко – близко \ Поглаживание рук. На цветной картинке киску Долго глажку я рукой – Ведь у киски мех такой Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. (комплекс фото) Схема зрительно-двигательных траекторий (“Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики”) позволяет также снять напряжение и расслабить мышцы глаз. Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики, укрепляют у логопатов костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей. В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка. (фото с клависами). Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться. Игры с песком развивают творческие способности ребёнка и воображение. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Кинезеология Кинезиологическиеупражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. «Бурундук» Щёчка, щёчка – два мешочка. (Массируют щёки) Три-четыре корешочка. (Проводят пальцами от середины лба до подбородка.) Лапкой в щёчку – Стук, стук: — На здоровье, Бурундук! (Стучат кулачками по щекам.) «Неболейка» Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.) Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа.) Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком. (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.) «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.) Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг о друга.) Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. «Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Речевое сопровождение: Села на нос мне, на правое ухо – Лезет назойливо черная муха. Снова на нос, но на левое ухо- Кыш, улетай от меня, Цокотуха! Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушением речи. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка. Здоровьесберегающая технология, влияет на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают педагогам в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений. Список литературы:
|