Проект группы раннего возраста «Здорово жить здорово!»
Подготовила: Кирсанова М.С. МБДОУ Чертковский Детский сад No4 Чертково 2023
Вид проекта: творческий, информационно-исследовательский, познавательно — игровой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (октябрь – апрель)
Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Актуальность:
Здоровый образ жизни — один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье.
Скачать конспект
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Одна из задач воспитательно-образовательного процесса – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Проблема: дети не имеют достаточных знаний о правилах личной гигиены, профилактике, сохранению и укреплению собственного здоровья. Дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни», они не осознают значимость здоровья и того, как его сохранить и укрепить. После проведённого опроса среди родителей стало понятно, что многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия.
Цель проекта: формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
Для детей:
- Дать первоначальные простейшие представления о здоровом образе жизни;
- Формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом (загадки, пословицы, сказки, стихи).
- Расширять знания о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения; о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
- Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
- Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Для родителей:
- Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
- Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены.
Для педагогов:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемах друг друга;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Формы и методы реализации:
Формы:
- Наблюдения;
- Беседы;
- Ситуативный разговор;
- Занятия;
- Чтение художественной и познавательной литературы;
- Рассматривание фотографий и иллюстраций;
- Подвижные и музыкальные игры;
- Гимнастики (утренние, дыхательные, после сна);
- Консультации (родителям).
Методы:
- Словесные: Беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, чтение и разучивание потешек и пословиц, отгадывание загадок.
- Наглядные: Рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик.
- Практические: Продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность, экспериментирование.
- Игровые: Дидактические, подвижные, пальчиковые и сюжетно- ролевые игры.
Ресурсное обеспечение проекта.
Физкультурный уголок в группе.
Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии развлечений, художественная литература и т. д.)
Подборка методической литературы.
В ходе реализации проекта происходит интеграция следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное» «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» в процессе создания игровых и проблемных ситуаций, при организации ООД.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- формирование представлений детей о себе, как отдельном человеке, о частях своего тела, их назначении;
- освоение детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
- формирование у детей группы привычки к здоровому образу жизни;
- обогащение знаний о пользе витаминов, полезных продуктов, их значении для здоровья человека;
- активизация познавательной активности (любознательности).
Для родителей:
- повышение уровня знаний в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, в формировании у них привычки здоровому образу жизни;
- умение использовать практические приемы формирования привычек здорового образа жизни у детей, оказание практической помощи детям в освоении навыка;
- активное участие во всей воспитательно-образовательной работе группы, оказание помощи педагогам в реализации проекта: в изготовлении пособий, дидактических игр.
Для педагогов:
- углубление, систематизация знаний по здоровому образу жизни, педагогике детей раннего возраста;
- повышение уровня практических умений планирования работы с детьми и родителями,
- снижение уровня заболеваемости детей;
- активизация сотрудничества с родителями воспитанников, повышение уровня мотивации родителей группы на взаимодействие с сотрудниками ДОУ.
Практическая значимость:
Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников.
Итоговое мероприятие:
Спортивное развлечение с родителями.
Стенгазета «Мы за здоровый образ жизни». Фоторепортаж «Всей семьей мы любим спорт».
Мероприятия проекта
Октябрь
- Беседа «Чистота и здоровье»;
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».
- Разучивание потешек: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса»;
- Валеологическая сказка «Про Настю»;
- Творческая игра «В гости кукла к нам пришла»;
- Дидактические игры: «Таня простудилась», «Вымоем куклу», «Правила гигиены»;
- Консультация для родителей «Как привить детям культурно — гигиенические навыки»
Ноябрь
- Беседа «Как я буду заботиться о своем здоровье»;
- Разучивание пословиц о здоровом образе жизни;
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», Г. Зайцев «Крепкие-крепкие зубы»;
- Дидактическая игра «Кому что нужно»;
- Творческая игра «Больница»;
- Продуктивная деятельность: конструирование «Строим детскую больницу»;
- Валеологическая сказка «Про больные зубки».
- Совместная утренняя зарядка детей с родителями.
Декабрь
- Беседа «Мы были в гостях у врача»;
- Чтение художественной литературы: Е. Шкловский «Как лечили мишку», С. Прокофьев «Румяные щечки», Н. Саксонская «Где мой пальчик?!»;
- Продуктивная деятельность: лепка «Витаминки для мишки»;
- Дидактическое упражнение: «Если кто-то заболел»;
- Валеологическа сказка «Про зайца-грязнулю»;
- Мастер-класс для родителей «Физкультурное оборудование своими руками»;
Январь
- Беседа «Я знаю, что можно, что нельзя», «Безопасность в нашей группе»;
- Дидактические, развивающие игры и упражнения: «Источники опасности», «Игра – дело серьезное»;
- Чтение художественной литературы: С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», «Один и два», Е. Пермяк «Про нос и язык»;
- Продуктивная деятельность: рисование «Теплая шапка для куклы»
- Творческая игра: «Семья», «Больница», «Аптека»;
- Валеологическая сказка «Про Буку»;
- Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка»
Февраль
- Беседа «Полезное – не полезное»;
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе»,
Л. Зильберг «Полезные продукты», В. Бондаренко «Язык и уши»;
3. Продуктивная деятельность: лепка «Яблоко»;
4. Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Назови правильно», «Посылка от обезьянки»;
5. Валелогическая сказка «О веселом Язычке»;
6. Экскурсия в спортивный зал.
7. Спортивное развлечение с родителями.
Март
- Беседа «О здоровой пище»;
- Стихи «О полезных продуктах»;
- Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Приятного аппетита», Ю. Тувим «Овощи»;
- Продуктивная деятельность: рисование «В нашем саду растут витамины»;
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»;
- Валелогические сказки «Лечебное молоко», «Как Мишка не любил чистить зубы»;
- Совместное создание плаката «Мы за здоровый образ жизни»
Апрель
- Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»;
- Чтение художественной литературы: С. Бялковская «Юля – чистюля», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
- Творческая игра «Больница», «Аптека»;
- Разучивание потешки «Без воды умылся котик...»
- Дидактическое упражнение: «Разложи на тарелках полезные продукты»
- Развлечение «В гостях у Мойдодыра».
- Фоторепортаж «Всей семьей мы любим спорт»
|