Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» |
Здоровье | |||
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Чеченева Оксана Александровна Дворядкина Наталья Александровна Григорьева Юлия Викторовна | |||
16.06.2024 22:32 | |||
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции. В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, су джок терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику. Коррекционно-развивающая работа над дыханием
У детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии обнаруживаются нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Важным разделом речевой терапии является работа над дыханием, поскольку именно дыхательные упражнения влияют на подкорково-стволовые структуры головного мозга. Так, дыхательная недостаточность преимущественно проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе – 5 секунд. Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. 1. Вдох и выдох через рот. Вдох — глубокий, выдох — длительный, плавный. Если упражнение не получается, зажать нос пальцами. Варианты. Вдох обычный — выдох с имитацией стона. Вдох толчками — выдох обычный. Вдох обычный — выдох толчками. Вдох толчками — выдох толчками. Вдох обычный — выдох с усилением в конце. 2. Вдох и выдох через нос. Вдох — глубокий, выдох — длительный, плавный. Варианты. Вдох обычный — выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю — выдох через другую. Вдох толчками — выдох обычный. Вдох обычный — выдох толчками. Вдох толчками — выдох толчками. Вдох обычный — выдох с усилением в конце. 3. Вдох через рот, выдох через нос. Вдох — глубокий, выдох — длительный, плавный. Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги. Варианты. Вдох обычный — выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный — выдох толчками. Вдох толчками — выдох обычный. Вдох толчками — выдох толчками. Вдох быстрый — выдох медленный. 4. Вдох через нос, выдох через рот. Вдох — глубокий, выдох — длительный, плавный. Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами. Варианты. Вдох обычный — выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю — выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный — выдох толчками. Вдох толчками — выдох толчками. Вдох обычный — выдох с усилением в конце. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания Игра «Летающий шарик». Цель: развитие сильного плавного длительного ротового выдоха; активизация губных и щёчных мышц. Необходимо следить, чтобы ребёнок не надувал щёки. Задача – добиваться, чтобы шарик парил в воздухе как можно дольше. В данном случае хорошо устроить соревновательный момент: у кого шарик дольше продержится в воздухе. Не забываем о том, что дыхательные упражнения быстро утомляют и могут вызвать головокружение. Играем не более 3-5 минут. Игровые пособия «Вертушки». Цель: развитие длительного целенаправленного ротового выдоха; активизация губных и щёчных мышц. Пособия бывают различные: готовые, купленные в магазине, или сделанные своими руками. Очень просто сделать вертушки из цветной бумаги и простого карандаша. Изготовление таких пособий не затратно по времени и доступно каждому. Пособия можно использовать как на фронтальных, так и на групповых и индивидуальных занятиях. Игры «Накорми фрукты», «Накорми животных». Цель игры: Развитие целенаправленной воздушной струи. В данной игре рот — это ворота, куда дети должны задуть разные лёгкие предметы, например, ватку или маленький шарик. Можно разделиться на команды и устроить соревновательный момент: кто больше «забьёт голов». Так как у одних фруктов или животных ротики побольше, а у других – поменьше, то в процессе игру можно усложнить, заменив персонажей с большими ротиками на маленькие. Это заставит ребёнка дуть целенаправленнее. Игровое пособие «Весёлые неваляшки». Цель: формирование длительного регулируемого ротового выдоха, развитие губных и щёчных мышц. Ситуация: Неваляшки хотят с тобой поиграть. Подуй на них. Игра постепенно усложняется: чем меньше неваляшка, тем сильнее должен быть выдох. Таим образом, ребёнок регулирует силу ротового выдоха. Ребенок дует, Неваляшки качаются. Игровое пособие «Горячий чай». Цель: формирование длительного плавного ротового выдоха. Ситуация: Помоги Лисичке-Сестричке остудить чай. Как это можно сделать? Правильно, подуть на него. Ребенок дует на пар, а он отклоняется в вырезанное отверстие. Игровое пособие «Пошалим». Цель: Развитие целенаправленной воздушной струи. Ситуация: Смотри, в тарелке остались крошки. Хочешь немного пошалить? Давай подуем на крошки и посмотрим, что будет. Игровое пособие «Наперегонки». Цель: Развитие целенаправленной воздушной струи. Ситуация: Помоги Улитке обогнать Зайчика и Черепашку. Надо подуть на улитку так, чтобы она "покатилась" по дороге. Кинезеология Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Демонстрация упражнений: «Кошка» — последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе); «Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение; "Кулак — ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе); «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем». Су джок терапия Интенсивный массаж Су Джок кольцом пальцев показан для укрепления и повышения тонуса мышц артикуляционного аппарата, а также при гипотонусе. Массаж пальцев Су Джок массажным кольцом можно рассматривать и как общий массаж всего тела. Нужно отметить, что использование массажных шариков Су Джок особенно эффективно использовать при гипотонусе артикуляционных мышц и общей мускулатуры, так как подобный массаж способствует повышению тонуса и работоспособности, а также укрепляет защитные силы организма.
|