«Применение технологий релаксации и психогимнастики для здоровьесбережения детей 4 — 5 лет» |
Здоровье | |||
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Широких Лидия Михайловна Чеченева Оксана Александровна Бондарева Маргарита Васильевна | |||
26.12.2023 11:07 | |||
«Применение технологий релаксации и психогимнастики для здоровьесбережения детей 4 — 5 лет» Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы представить вашему вниманию картотеку игр и упражнений по психогимнастике. Психогимнастика является доступным методом в работе с детьми для воспитателей, психологов, родителей, так как в основе лежит игра. Игра для ребенка – это средство познания мира, способ уйти от проблем, возможность примерить на себя разные роли, освободиться от физического и эмоционального напряжения. Психогимнастическая игра создает особый мир, в котором дети всегда успешны и талантливы. Этот метод дает детям возможность в игровой форме и с помощью специальных упражнений выражать свои переживания, эмоции, чувства, проблемы посредством движений, мимики и жестов. Все это дает взрослому (педагогу, психологу, родителю) не только развивать, но и в определенной степени корректировать различные стороны психики ребенка. Комплекс игр и упражнений по психогимнастики для детей Игра «Тише – тише!» Цель: развитие выразительности движений и волевой саморегуляции. Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии. Инструкция: предложите детям представить, что два малыша собираются перейти дорогу, на которой, свернувшись, спит маленький котенок. Они идут очень осторожно на носочках, потом останавливаются и, приложив указательный палец к губам, друг другу показывают: тише! Движения должны быть выразительными, брови приподняты вверх, шея вытянута вперед. Игра способствует успокоению и самоорганизации детей.
Игра «подойди ко мне!» Цель: развитие выразительности движений. Оборудование: уютное помещение с мягким ковровым покрытием. Инструкция: предложите детям представить, что девочка (мальчик) манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно. Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу. Игра с шарфиком Цель: обучение приемам саморасслабления; развитие воображения. Оборудование: не требуется. Инструкция: предложите детям представить, что мама принесла медвежонку теплый шарфик, чтобы тот больше не мерз. Полусонный медвежонок, не открывая глаз, повязал шарфик на шею. Покрутил медвежонок головой в одну сторону, потом в другую. Хорошо. Тепло. Игра «Спящий котенок» Цель: обучение приемам саморасслабления. Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии. Инструкция: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает, закрывает глазки. Котенок глубоко дышит, животик приподнимается и опускается. Игра «Медвежата» Цель: обучение приемам саморасслабления мышц. Оборудование: уютное помещение с мягким ковровым покрытием. Инструкция: предложите детям представить, что медвежата остались одни у себя в берлоге. Вдруг подул холодный сильный ветер и пробился сквозь щелки в берлогу. Медвежата очень замерзли. Они сжались в маленькие клубочки. Ветер прекратился. Стало жарко. Медвежата развернулись. И снова подул ветер. Игру повторить 2 раза. Игра позволяет ребенку выработать навык расслабления, чередование состояний напряжения и расслабления дает физическую и психологическую разгрузку. Упражнение «Деревце» Цель: развитие выразительности движений. Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии, мягкое ковровое покрытие. Инструкция: выполняется под музыкальное сопровождение. Ветер дует нам в лицо (машем ладошками в сторону лица) Раскачалось деревцо (раскачиваемся в разные стороны) Ветерок все тише – тише (пальчик приставить к губам) Веточки все ниже – ниже (руки плавно опускаются, дети ложатся на коврик). Упражнение – пантомима «Ароматные цветы» Цель: развитие выразительности движений и воображения Оборудование: не требуется специального оборудования Инструкция: предложите детям наклониться понюхать цветы. Дети вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный выдох), наслаждаясь приятным ароматом цветов. Повторить несколько раз. Упражнение – пантомима «Волшебные снежинки» Цель: обучение приемам саморасслабления. Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии. Инструкция: под спокойную музыку дети снежинки кружатся в танце, словно их кружит легкий ветерок. Снежинки движутся по всей комнате. Музыка смолкает, ветер стихает, снежинки кружатся все медленнее и медленнее и постепенно опускаются на землю (дети ложатся на ковер и будто тают, как снежинки). Игра «Солнышко» Цель: развитие навыков саморасслабления и снятие напряжения. Оборудование: не требуется Инструкция: предложите детям представить, что солнышко спряталось за тучку, стало прохладно (предлагаем ребенку свернуться клубочком и задержать дыхание). А вот солнышко вышло из – за тучки и стало жарко, разморило на солнышке (предлагаем сделать выдох и расслабиться). Упражнение «Я проснулся!» Цель: развитие целостного позитивного образа своего тела. Оборудование: не требуется Инструкция: утро с ребенком начинайте со слов «Просыпаются ручки, просыпаются ножки». Таким образом разбудите все части тела. Когда ребенок окончательно проснется, он может включиться в процесс, показывая, как просыпаются ручки, приподнимая их. Когда он откроет глаза, проговорите: «Вот и глазки проснулись!» Игру можно проводить в детском саду после дневного сна. Игра «Котенок» Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние, выражать удовольствие, радость. Оборудование: игрушечный котенок, мягкий и пушистый. Инструкция: ребенок держит у себя на руках и поглаживает мягкого пушистого котенка, который ластится, мурлычет, прикрывая глазки. А потом представляет себя этим котенком и подставляет голову взрослому, чтобы тот его погладил, приласкал. Упражнение – пантомима «Пингвин и ребята» Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние, а также сопереживать, выражать эмоции. Оборудование: не требуется. Инструкция: предложить детям с помощью мимики и жестов изобразить, как грустит пингвин; изобразить гусят и смелых ребят. Один пингвин весь день грустил, Один пингвин печальным был. А почему грустил пингвин? Да потому, что он один!
Пять гусят на ребяток шипят, Пять гусят не пускают ребят. Пять ребят не боятся гусят: На гусят они тоже шипят! Упражнение «Вот какой малыш!» Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние и выражать эмоции. Оборудование: не требуется. Инструкция: ведущий (взрослый, педагог, психолог) читает текст стихотворения, а дети изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте. Ох, как плачет малыш – что медведь рычит, А смеется малыш – что ручей журчит. А уж слезы текут – будто дождик льет… Улыбается малыш – будто солнце взойдет. Вот какой малыш. (Е. Юдин) Упражнение «Разные эмоции» Цель: формировать умение распознавать и выражать эмоции. Оборудование: набор картинок сказочных героев с ярко выраженными эмоциями Инструкция: картинки нужно чередовать, например, Баба Яга – злая, затем Буратино – веселый. Таким образом, злая мимика перемешается с радостной. Вместе с ребенком (детьми) прокомментируйте эмоции, поговорите о героях. Можно попросить изобразить сказочных персонажей. После того как ребенок покажет мимику, похвалите его за то, что у него здорово получается изображать героев. Можно предложить и другие варианты заданий: покажи, как ты радуешься; как ты грустишь; какой ты, когда злишься (или попросите изобразить злую собаку) и др. можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя тучка; улыбнуться, как солнышко; показать, как испугался заяц волка, как устал муравей, который тащил большую палочку. Такие упражнения помогают развивать азбуку эмоций и воображение. Упражнение «Мама огорчена» Цель: формировать умение распознавать эмоции. Оборудование: разнообразные игрушки. Инструкция: упражнение выполняется в паре. Предложите детям представить, что «Маша» разбросала игрушки. Мама просит собрать игрушки, а «Маша» не хочет. Мама огорчена и рассержена, она смотрит на «Машу» и качает головой. «Маша» не хочет смотреть на маму, отворачивается и хмурит брови. Кто же будет собирать игрушки? (попросите изобразить ситуацию с помощью мимики и пантомимы). При изображении нежелательных черт характера и отрицательных персонажей роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Упражнение – этюд «Собака лает, но не кусает» Цель: формировать умение выражать свои эмоции и переживания. Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии. Инструкция: предложите детям представить, что ребенок прогуливается в парке с мамой. Вдруг им встречается большая собака, которая громко лает на мальчика (девочку) и пытается подобраться к его (ее) ногам. (Попросите изобразить с помощью мимики и пантомимы). Упражнение «Лисенок боится» Цель: формировать умение выражать свои эмоции и переживания. Оборудование: не требуется. Инструкция: предложите детям представить, что лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко! Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Упражнение «Зеркало» Цель: формировать целостный положительный образ своего тела. Оборудование: не требуется. Инструкция: дети участвуют в игре по очереди, по два человека (можно в паре со взрослым). Один ребенок смотрится в «зеркало» (другой ребенок), которое повторяет все его движения потом они меняются местами. Эта игра очень полезна для неуверенных в себе детей, застенчивых. Она помогает ребенку открываться, почувствовать себя свободно и рискованно и увидеть себя со стороны.
|