Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Про сердце Железного Дровосека и простого человека» |
Здоровье | |||
Автор: Радченко Алла Владимировна | |||
01.07.2023 15:25 | |||
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Про сердце Железного Дровосека и простого человека» Радченко Алла Владимировна старший воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г.Губкина Белгородской области Интегрированное занятие – игра-исследование. Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель. Насыщение жизненного опыта детей элементарными сведениями об укреплении здоровья человека посредством знакомства с медицинской профессией «врач-кардиолог». Задачи. Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Основные понятия (новые слова): врач-кардиолог, фонендоскоп, тонометр, пульс, кровеносные сосуды, кушетка, рецепт, кардиограмма, электрокардиограф. Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, изобразительная деятельность, самообслуживание и элементарная трудовая деятельность, конструирование, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы. Формы организации ОД: совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная работа, работа в микрогруппах (парах, тройках), самостоятельная деятельность детей, наглядные, словесные, игровые формы. Используемые технологии (элементы): здоровьеформирующие технологии (прыжки с резиночкой, релаксация – аутотренинг), ИКТ-технология, технология исследовательской деятельности, игровая технология, технология доброжелательного общения «Утренний сбор», технологиясотрудничества (реализация принципа демократизации дошкольного образования). Ресурсы. Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, магнитная доска (для составления алгоритма деятельности), столы. Наглядно-демонстрационный материал: пособие «Сердце человека», стетоскоп или фонендоскоп, 2 карточки для расшифровки и анализа фразеологизмов ( «Ледяное сердце», «Большое сердце»), картинка врач-кардиолог, оборудование для проведения опыта (лаборатория), костюм для Железного Дровосека; оборудование для работы в медлаборатории: халатики (накидки голубые медицинские), стетоскоп или фонендоскоп, тонометр, шприцы 10 и 20 мл, пробирки, прозрачные трубочки от системы для переливания крови – 2 шт., вода, окрашенная марганцовкой, салфетки, сердце-игрушка для словесной игры «Я буду здоров, если.....», пособие — книжка с окошками «Что внутри человека». Раздаточный материал: пазлы — сердце человека для работы в парах, резинки для прыжков в малых подгруппах; листы цветной бумаги, ½ шаблона сердечка по количеству детей, клей, фломастеры, ножницы, салфетки. Предварительная работа: образовательная деятельность «Части тела человека», чтение сказки «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков, просмотр мультипликационного фильма «Путешествие в Изумрудный город», просмотр мультипликационного фильма «Анатомия для малышей», работа с плакатом «Тело человека», рассматривание иллюстраций «Большой энциклопедии знаний», «Тело человека. Сердце», Д/игра «Профессии», СР игра «Больница». Ход занятия. I. Организационный этап. Технология «Утренний сбор» Игра «Поделись теплом своего сердца» (Дети присаживаются в круг. Музыка, традиционно сигнал на сбор, постепенно сменяется звуком — «стук сердца») Воспитатель: -Что напоминает вам этот звук? Предлагает игру «Поделитесь с друзьями теплом своего сердца» (Дети передают друг другу сердечко вместе с пожеланиями, проговаривают их). II. Целевая установка. В завершении игры воспитатель демонстрирует 2картинки: большое сердце (Рис. 1) и ледяное сердце (Рис. 2) Затемобсуждает с детьми их содержание. После чего на экране появляются картинки героевмультфильмов и сказок: Золушка, Герда, Мачеха, Снежная Королева. Рис. 1 Рис. 2 Воспитатель: -Как вы думаете, про кого из этих героев можно сказать: У него (неё) «большое сердце»? Докажите свое мнение. (Ответы детей) -Как вы думаете, а про кого из героев, по вашему мнению, можно сказать: У него (неё) «ледяное сердце»? Докажите свое мнение. (Ответы детей) -На кого из этих персонажей вы стараетесь быть похожими? Воспитательный момент. III. Мотивационно ориентировочный этап. Под музыку из мультфильма «Волшебник изумрудного города» в группу заходит ребёнок, Железный Дровосек и говорит о том, что совсем забыл для чего ему сердце, которое вернул Гудвин. Дети соглашаются помочь Железному Дровосеку вспомнить для чего нужно сердце… IV. Поисковый этап. Проектирование решений проблемной ситуации. Воспитатель: -Как мы поможем Железному Дровосеку побольше узнать о сердце? -Что для этого будем делать? -О чём расскажем? -Что мы знаем? -Что хотим узнать? Дети предлагают разъяснить и показать Железному Дровосеку:
(Советуются, вместе составляют алгоритм из предложенных картинок, крепят на магнитной доске и продолжают работу в соответствие намеченного плана). Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 V. Практический этап. Познавательно – исследовательская деятельность. Воспитательобращает внимание детей на план (алгоритм) действий и предлагает игру «Собери картинку». Работа в парах. Дети собирают части в картинку (пазлы). Получается картинка –сердце человека. Рассматривают сердце и после наводящих вопросов воспитателя закрепляют знания о том, что величина кулака человека соответствует размеру его сердца. Сжимают кулаки, рассматривают. Для того, чтобы самим больше узнать о сердце и помочь Железному Дровосеку, воспитательпредлагает отправиться в научно-исследовательскую медицинскую лабораторию. Детинадевают вместе с педагогом медицинские накидки, проходят в мини-лабораторию, рассматривают пособие (книжка с окошками) «Что внутри человека» Опыт 1. Воспитатель: — Ребята, вы знаете с какой стороны расположено сердце у человека? Покажите на себе. (Дети демонстрируют расположение сердца на себе сжав кулак). Воспитатель: -Как можно услышать и определить работу сердца? (Ответы детей). Дети прощупывают пульс, приложив пальцы правой руки к тыльной поверхности левой. Ведут счёт в прямом порядке до 10 (и более) Воспитатель: -При помощи чего, можно услышать стук сердца? (словарная работа, вводится новое понятие – фонендоскоп) Дети рассматривают фонендоскоп, слушают сердце друг у друга. Воспитательобращает внимание детей на план и задает вопрос: — Как называется специальность врача, которому этот прибор -фонендоскоп, нужен для работы? (Ответы детей). Детиповторяют: врач-кардиолог (громко, тихо, шепотом) Воспитатель: — Что помогает кардиологу увидеть работу сердца? (вводится новое понятиекардиограмма – это электронная запись работы сердца) -А аппарат, который позволяет сделать эту запись, называется электрокардиограф (вводится новое понятие) Дети повторяют слово несколько раз. Воспитательный момент. Беседа о важности профессии. Воспитатель: -Каким должен быть врач-кардиолог? (Ответы детей). -А кто из вас хотел бы в будущем стать врачом-кардиологом? (Ответы детей). Воспитатель предлагает посмотреть на слайд и назвать лишние предметы в кабинете врача-кардиолога. Д/игра «Найди лишний предмет» Детиобращают внимание на слайд, называют лишние предметы, которые при правильном ответе исчезают. В результате на экране получается картинка — кабинет врача-кардиолога. Дети называют предметы в кабинете, закрепляя новые понятия: шкаф для одежды, стол, стул, компьютер, тонометр для измерения давления, шкаф-полочка с лекарствами, фонендоскоп, халат, кушетка, телефон, электрокардиограф, заготовки для рецептов, ручка. (Закрепление понятий…) Воспитатель: — Кого же здесь не хватает? (Ответы детей и врач-кардиолог появляется на слайде) -Так, чем занимается врач-кардиолог? – Почему это важно? Физкультминутка. Сердце – очень важный орган, есть у каждого из нас –выполняют приседания; Как насос качает кровь каждый день и каждый час — как накачивает насос; Занимайся физкультурой, прыгай, бегай и скачи –прыжки, бег на месте; Развивай мускулатуру, будут не нужны врачи — сгибание рук в локтевых суставах. Опыт 2. Воспитатель: -Давайте теперь, после упражнений, ещё раз послушаем как стучит ваше сердце? Дети и воспитательпрощупывают пульс и отмечают его учащение. Воспитатель: — Почему это происходит? (Ответы детей. При физической нагрузке сердце начинает сокращаться чаще и бьется сильнее). -А теперь глубоко вдохните-выдохните, закройте глазки и расслабьтесь. Отдохнули? А сердце работает всегда, без отдыха, непрерывно в течение всей жизни человека, перекачивая кровь по тонким эластичным трубочкам. Посмотрите на тыльную поверхность руки. Что вы видите? (под кожей голубоватые линии) – Как они называются? (это сосуды, по которым непрерывно движется кровь и разносит жизненно важный кислород по всему организму человека). Они так и называются -кровеносные сосуды (вводится новое понятие). А толкает кровь как раз сердце, наш моторчик. Поэтому необходимо, чтобы оно было сильным, крепким и здоровым! Опыт 3. «Сильное и слабое сердце» Воспитатель предлагает сравнить сильное и слабое сердце? (Набирает раствор марганцовки в равном количестве в оба шприца (один объемом 20 мл, другой 10 мл.) и впрыскиваем одновременно в разные трубочки (от системы для переливания крови длиной 1,5 -2 м). Сравниваем, на какое расстояние продвинулась жидкость в каждой из них. Шприц большого объема, как здоровое сердце, продвинул жидкость на более дальнее расстояние, чем второй шприц. Детинаблюдают, участвуют в эксперименте, делают вывод: -Нужно тренировать и закалять сердце. Воспитатель: -Как вы думаете, какие упражнения полезны для сердца? (Ответы детей: …сердце любит прыжки) -Какие вы знаете прыжки? Как умеете прыгать? (Ответы детей: прыжки с места, с разбега, со скакалкой и др.) Воспитательобращает внимание детей на последний пункт плана. -Как вы думаете, каким прыжкам мы сегодня будем учиться? (Дети: прыгать с резиночкой). Предлагает разделиться на тройки, пройти к столу и выбрать каждой тройке резиночку любого цвета и карточку-схему для прыжков. Детивыбирают по 1 карточке, где схематично показана постановка ног и расположение резиночки во время выполнения упражнения. Затем узнают и называют упражнение по картинкес обратной стороны схемы: «Бантик», «Иголочка», «Конвертик», «Платочек», «Конфетка», «Березка» и др., таким образом запоминая названия упражнений с прыжками. Элементы здоровьеформирующей технологии прыжков сиспользованием резиночки. Работа в малых подгруппах (тройках) с взаимоконтролем. По мере выполнения упражнения дети меняются местами. Затем тройки меняются карточками и выполняют другие упражнения, запоминая их названия. Железный Дровосек играет и прыгает вместе со всеми детьми (в тройке). Воспитатель помогает, советует, работает с каждой тройкой и ребёнком в отдельности, проявляя партнерский стиль взаимоотношений. После завершения прыжков хвалит детей. Рекомендует детям использовать эти упражнения в повседневной жизни. После завершения упражнений обращает внимание детей на то, что для здорового сердца нужно не только выполнять физические упражнения, но и вести здоровый образ жизни. -Что это значит? (Ответы детей: больше гулять, есть только полезную пищу, больше радоваться и не огорчаться, не обижаться, не злиться и др.) и предлагает словесную игру. Словесная игра «Я буду здоров, если...» Дети играют вместе с воспитателем, передавая по кругу игрушку-сердечко: — Я буду здоров, если буду естьяблоки. — Я буду здоров, если буду делать зарядку по утрам. — Я буду здоров, если буду гулять на свежем воздухе каждый день. И т.д. Продуктивная деятельность. Воспитатель предлагает вырезать сердечки из цветной бумаги с настроением и пожеланиями для Железного Дровосека. Детиподходят к столам, самостоятельно выбирают рабочее место, шаблон ½ сердечка, складывают цветной лист бумаги пополам, обводят от края сгиба шаблон (½ сердечка), вырезают по линии обвода, разворачивают сердечко, дорисовывают ему настроение (глазки, улыбку). (Рис. 7) Рис. 7 Затем по очереди обращаются к Железному Дровосеку, прикрепляя своё маленькое сердечко к его большому со словами: -Пусть твоё сердце будет здоровым! (…добрым, честным, здоровым, открытым, сильным, большим, отзывчивым, жизнерадостным, смелым и пр.) VI. Анализ результатов деятельности (Рефлексивно-оценочный этап) -Кому мы смогли помочь сегодня? -Как мы это делали? -Всё ли из намеченного плана выполнили? -Довольны ли вы результатом? -Что нового вы узнали? -Чему вы научили Железного Дровосека? -Чему научились сами? -Как называется профессия врача, который помогает людям лечить сердце и следить за егоздоровьем? -Что необходимо ему для работы? (Ответы детей, закрепление новыхпонятий). Железный Дровосек принимает участие в диалоге и высказывает свое мнение, отвечает на вопросы. VII. Подведение итогов. Воспитатель: -Что вас сегодня особенно удивило? — Что показалось сложным? -Что удалось? -За что ты можешь себя похвалить? — Кого бы тебе хотелось похвалить? (Ответы детей) -И мне хочется вас всех похвалить! (Воспитатель хвалит индивидуально, указывая на то, что лучше всего получилось). Вы старались, были активными, дружными, внимательными друг к другу, поэтому смогли помочь Железному Дровосеку вспомнить что такое сердце и для чего оно нужно не только Железному Дровосеку, но и простому человеку. Последующая работа/участие родителей. Создание условий для развертывания сюжетной игры «На приём к врачу-кардиологу». Составление алгоритма игровых действий (эскиз). Выяснить, у кого родители (или близкие родственники) врачи-кардиологи для организации встречи «С интересным человеком». ЛИТЕРАТУРА
|