Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Про сердце Железного Дровосека и простого человека»
Здоровье
Автор: Радченко Алла Владимировна   
01.07.2023 15:25

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Про сердце Железного Дровосека и простого человека»Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Про сердце Железного Дровосека и простого человека»

Радченко Алла Владимировна старший воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г.Губкина Белгородской области

Интегрированное занятие – игра-исследование. Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель. Насыщение жизненного опыта детей элементарными сведениями об укреплении здоровья человека посредством знакомства с медицинской профессией «врач-кардиолог».

Скачать конспект

Задачи. Образовательные:

  • способствовать расширению кругозора дошкольников в области анатомии и медицины;
  • побуждать к выполнению обследовательских действий (научить прощупывать пульс, прослушивать как бьется сердце, определять размер своего сердца и место его расположения в организме);
  • формировать умение детей согласовывать, анализировать намеченные планы, практические действия и фактические результаты.

Развивающие:

  • развивать умение прыгать в высоту, координацию движений, ловкость, выносливость посредством выполнения практических упражнений с резиночкой;
  • развивать речь, умение высказывать своё мнение, вести диалог с воспитателем и сверстниками;
  • расширять словарный запас детей, обогащать активный словарь новыми словами и словосочетаниями в области медицины.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в овладении элементарными навыками здорового образа жизни;
  • воспитывать интерес к медицинским профессиям и уважение к труду врача;
  • воспитывать навыки доброжелательного общения, проявления внимания друг к другу, адекватного проявления своих чувств, умения действовать вместе и радоваться успехам других.

Основные понятия (новые слова): врач-кардиолог, фонендоскоп, тонометр, пульс, кровеносные сосуды, кушетка, рецепт, кардиограмма, электрокардиограф.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, изобразительная деятельность, самообслуживание и элементарная трудовая деятельность, конструирование, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Формы организации ОД: совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная работа, работа в микрогруппах (парах, тройках), самостоятельная деятельность детей, наглядные, словесные, игровые формы.

Используемые технологии (элементы): здоровьеформирующие технологии (прыжки с резиночкой, релаксация – аутотренинг), ИКТ-технология, технология исследовательской деятельности, игровая технология, технология доброжелательного общения «Утренний сбор», технологиясотрудничества (реализация принципа демократизации дошкольного образования).

Ресурсы. Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, магнитная доска (для составления алгоритма деятельности), столы.

Наглядно-демонстрационный материал: пособие «Сердце человека», стетоскоп или фонендоскоп, 2 карточки для расшифровки и анализа фразеологизмов ( «Ледяное сердце», «Большое сердце»), картинка врач-кардиолог, оборудование для проведения опыта (лаборатория), костюм для Железного Дровосека; оборудование для работы в медлаборатории: халатики (накидки голубые медицинские), стетоскоп или фонендоскоп, тонометр, шприцы 10 и 20 мл, пробирки, прозрачные трубочки от системы для переливания крови – 2 шт., вода, окрашенная марганцовкой, салфетки, сердце-игрушка для словесной игры «Я буду здоров, если.....», пособие — книжка с окошками «Что внутри человека».

Раздаточный материал: пазлы — сердце человека для работы в парах, резинки для прыжков в малых подгруппах; листы цветной бумаги, ½ шаблона сердечка по количеству детей, клей, фломастеры, ножницы, салфетки.

Предварительная работа: образовательная деятельность «Части тела человека», чтение сказки «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков, просмотр мультипликационного фильма «Путешествие в Изумрудный город», просмотр мультипликационного фильма «Анатомия для малышей», работа с плакатом «Тело человека», рассматривание иллюстраций «Большой энциклопедии знаний», «Тело человека. Сердце», Д/игра «Профессии», СР игра «Больница».

Ход занятия.

I. Организационный этап. Технология «Утренний сбор» Игра «Поделись теплом своего сердца» (Дети присаживаются в круг. Музыка, традиционно сигнал на сбор, постепенно сменяется звуком — «стук сердца»)

Воспитатель: -Что напоминает вам этот звук? Предлагает игру «Поделитесь с друзьями теплом своего сердца»

(Дети передают друг другу сердечко вместе с пожеланиями, проговаривают их).

II. Целевая установка. В завершении игры воспитатель демонстрирует 2картинки: большое сердце (Рис. 1) и ледяное сердце (Рис. 2) Затемобсуждает с детьми их содержание. После чего на экране появляются картинки героевмультфильмов и сказок: Золушка, Герда, Мачеха, Снежная Королева.

Рис. 1 Рис. 2

Воспитатель: -Как вы думаете, про кого из этих героев можно сказать: У него (неё) «большое сердце»? Докажите свое мнение. (Ответы детей) -Как вы думаете, а про кого из героев, по вашему мнению, можно сказать: У него (неё) «ледяное сердце»? Докажите свое мнение. (Ответы детей) -На кого из этих персонажей вы стараетесь быть похожими? Воспитательный момент.

III. Мотивационно ориентировочный этап.

Под музыку из мультфильма «Волшебник изумрудного города» в группу заходит ребёнок, Железный Дровосек и говорит о том, что совсем забыл для чего ему сердце, которое вернул Гудвин.

Дети соглашаются помочь Железному Дровосеку вспомнить для чего нужно сердце…

IV. Поисковый этап. Проектирование решений проблемной ситуации.

Воспитатель: -Как мы поможем Железному Дровосеку побольше узнать о сердце? -Что для этого будем делать? -О чём расскажем? -Что мы знаем? -Что хотим узнать?

Дети предлагают разъяснить и показать Железному Дровосеку:

  1. Как выглядит сердце на самом деле? Каков его размер? Где находится у человека? Как можно проследить его работу? (Рис. 3)
  2. Какой врач (специализация, название профессии) помогает следить за здоровьем сердца? (Рис. 4)
  3. Для чего нужно сердце человеку, какие функции выполняет? (Рис. 5)
  4. Какими упражнениями нужно укреплять сердце? (Рис. 6)

(Советуются, вместе составляют алгоритм из предложенных картинок, крепят на магнитной доске и продолжают работу в соответствие намеченного плана).

Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

V. Практический этап. Познавательно – исследовательская деятельность.

Воспитательобращает внимание детей на план (алгоритм) действий и предлагает игру «Собери картинку».

Работа в парах. Дети собирают части в картинку (пазлы). Получается картинка –сердце человека. Рассматривают сердце и после наводящих вопросов воспитателя закрепляют знания о том, что величина кулака человека соответствует размеру его сердца. Сжимают кулаки, рассматривают.

Для того, чтобы самим больше узнать о сердце и помочь Железному Дровосеку, воспитательпредлагает отправиться в научно-исследовательскую медицинскую лабораторию.

Детинадевают вместе с педагогом медицинские накидки, проходят в мини-лабораторию, рассматривают пособие (книжка с окошками) «Что внутри человека»

Опыт 1.

Воспитатель: — Ребята, вы знаете с какой стороны расположено сердце у человека? Покажите на себе. (Дети демонстрируют расположение сердца на себе сжав кулак).

Воспитатель: -Как можно услышать и определить работу сердца? (Ответы детей).

Дети прощупывают пульс, приложив пальцы правой руки к тыльной поверхности левой. Ведут счёт в прямом порядке до 10 (и более)

Воспитатель: -При помощи чего, можно услышать стук сердца? (словарная работа, вводится новое понятие – фонендоскоп) Дети рассматривают фонендоскоп, слушают сердце друг у друга. Воспитательобращает внимание детей на план и задает вопрос: — Как называется специальность врача, которому этот прибор -фонендоскоп, нужен для работы? (Ответы детей).

Детиповторяют: врач-кардиолог (громко, тихо, шепотом)

Воспитатель: — Что помогает кардиологу увидеть работу сердца? (вводится новое понятиекардиограмма – это электронная запись работы сердца) -А аппарат, который позволяет сделать эту запись, называется электрокардиограф (вводится новое понятие) Дети повторяют слово несколько раз.

Воспитательный момент. Беседа о важности профессии.

Воспитатель: -Каким должен быть врач-кардиолог? (Ответы детей).

-А кто из вас хотел бы в будущем стать врачом-кардиологом? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает посмотреть на слайд и назвать лишние предметы в кабинете врача-кардиолога.

Д/игра «Найди лишний предмет»

Детиобращают внимание на слайд, называют лишние предметы, которые при правильном ответе исчезают. В результате на экране получается картинка — кабинет врача-кардиолога. Дети называют предметы в кабинете, закрепляя новые понятия: шкаф для одежды, стол, стул, компьютер, тонометр для измерения давления, шкаф-полочка с лекарствами, фонендоскоп, халат, кушетка, телефон, электрокардиограф, заготовки для рецептов, ручка. (Закрепление понятий…)

Воспитатель: — Кого же здесь не хватает? (Ответы детей и врач-кардиолог появляется на слайде) -Так, чем занимается врач-кардиолог? – Почему это важно?

Физкультминутка.

Сердце – очень важный орган, есть у каждого из нас –выполняют приседания;

Как насос качает кровь каждый день и каждый час — как накачивает насос;

Занимайся физкультурой, прыгай, бегай и скачи –прыжки, бег на месте;

Развивай мускулатуру, будут не нужны врачи — сгибание рук в локтевых суставах.

Опыт 2.

Воспитатель: -Давайте теперь, после упражнений, ещё раз послушаем как стучит ваше сердце?

Дети и воспитательпрощупывают пульс и отмечают его учащение.

Воспитатель: — Почему это происходит? (Ответы детей. При физической нагрузке сердце начинает сокращаться чаще и бьется сильнее). -А теперь глубоко вдохните-выдохните, закройте глазки и расслабьтесь. Отдохнули? А сердце работает всегда, без отдыха, непрерывно в течение всей жизни человека, перекачивая кровь по тонким эластичным трубочкам. Посмотрите на тыльную поверхность руки. Что вы видите? (под кожей голубоватые линии) – Как они называются? (это сосуды, по которым непрерывно движется кровь и разносит жизненно важный кислород по всему организму человека). Они так и называются -кровеносные сосуды (вводится новое понятие). А толкает кровь как раз сердце, наш моторчик. Поэтому необходимо, чтобы оно было сильным, крепким и здоровым!

Опыт 3. «Сильное и слабое сердце»

Воспитатель предлагает сравнить сильное и слабое сердце? (Набирает раствор марганцовки в равном количестве в оба шприца (один объемом 20 мл, другой 10 мл.) и впрыскиваем одновременно в разные трубочки (от системы для переливания крови длиной 1,5 -2 м). Сравниваем, на какое расстояние продвинулась жидкость в каждой из них. Шприц большого объема, как здоровое сердце, продвинул жидкость на более дальнее расстояние, чем второй шприц.

Детинаблюдают, участвуют в эксперименте, делают вывод: -Нужно тренировать и закалять сердце.

Воспитатель: -Как вы думаете, какие упражнения полезны для сердца? (Ответы детей: …сердце любит прыжки) -Какие вы знаете прыжки? Как умеете прыгать? (Ответы детей: прыжки с места, с разбега, со скакалкой и др.)

Воспитательобращает внимание детей на последний пункт плана.

-Как вы думаете, каким прыжкам мы сегодня будем учиться? (Дети: прыгать с резиночкой). Предлагает разделиться на тройки, пройти к столу и выбрать каждой тройке резиночку любого цвета и карточку-схему для прыжков.

Детивыбирают по 1 карточке, где схематично показана постановка ног и расположение резиночки во время выполнения упражнения. Затем узнают и называют упражнение по картинкес обратной стороны схемы: «Бантик», «Иголочка», «Конвертик», «Платочек», «Конфетка», «Березка» и др., таким образом запоминая названия упражнений с прыжками.

Элементы здоровьеформирующей технологии прыжков сиспользованием резиночки.

Работа в малых подгруппах (тройках) с взаимоконтролем.

По мере выполнения упражнения дети меняются местами. Затем тройки меняются карточками и выполняют другие упражнения, запоминая их названия. Железный Дровосек играет и прыгает вместе со всеми детьми (в тройке).

Воспитатель помогает, советует, работает с каждой тройкой и ребёнком в отдельности, проявляя партнерский стиль взаимоотношений. После завершения прыжков хвалит детей. Рекомендует детям использовать эти упражнения в повседневной жизни.

После завершения упражнений обращает внимание детей на то, что для здорового сердца нужно не только выполнять физические упражнения, но и вести здоровый образ жизни. -Что это значит? (Ответы детей: больше гулять, есть только полезную пищу, больше радоваться и не огорчаться, не обижаться, не злиться и др.) и предлагает словесную игру.

Словесная игра «Я буду здоров, если...» Дети играют вместе с воспитателем, передавая по кругу игрушку-сердечко: — Я буду здоров, если буду естьяблоки. — Я буду здоров, если буду делать зарядку по утрам. — Я буду здоров, если буду гулять на свежем воздухе каждый день. И т.д.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель предлагает вырезать сердечки из цветной бумаги с настроением и пожеланиями для Железного Дровосека.

Детиподходят к столам, самостоятельно выбирают рабочее место, шаблон ½ сердечка, складывают цветной лист бумаги пополам, обводят от края сгиба шаблон (½ сердечка), вырезают по линии обвода, разворачивают сердечко, дорисовывают ему настроение (глазки, улыбку). (Рис. 7) Рис. 7

Затем по очереди обращаются к Железному Дровосеку, прикрепляя своё маленькое сердечко к его большому со словами: -Пусть твоё сердце будет здоровым! (…добрым, честным, здоровым, открытым, сильным, большим, отзывчивым, жизнерадостным, смелым и пр.)

VI. Анализ результатов деятельности (Рефлексивно-оценочный этап)

-Кому мы смогли помочь сегодня? -Как мы это делали? -Всё ли из намеченного

плана выполнили? -Довольны ли вы результатом? -Что нового вы узнали?

-Чему вы научили Железного Дровосека? -Чему научились сами? -Как называется

профессия врача, который помогает людям лечить сердце и следить за егоздоровьем? -Что необходимо ему для работы? (Ответы детей, закрепление новыхпонятий).

Железный Дровосек принимает участие в диалоге и высказывает свое мнение, отвечает на вопросы.

VII. Подведение итогов.

Воспитатель: -Что вас сегодня особенно удивило? — Что показалось сложным? -Что удалось? -За что ты можешь себя похвалить? — Кого бы тебе хотелось похвалить? (Ответы детей) -И мне хочется вас всех похвалить! (Воспитатель хвалит индивидуально, указывая на то, что лучше всего получилось). Вы старались, были активными, дружными, внимательными друг к другу, поэтому смогли помочь Железному Дровосеку вспомнить что такое сердце и для чего оно нужно не только Железному Дровосеку, но и простому человеку.

Последующая работа/участие родителей.

Создание условий для развертывания сюжетной игры «На приём к врачу-кардиологу». Составление алгоритма игровых действий (эскиз).

Выяснить, у кого родители (или близкие родственники) врачи-кардиологи для организации встречи «С интересным человеком».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Барилле А. «Как устроено тело человека» Выпуск №1 «Сердце» [Текст] / А. Барилле — Москва: ООО «Де Агостини», 2007. – 27 с.
  2. Бучек А.А., Махова Г.А., Мережко Е.А. и др. «Здравствуй, мир Белогорья!» Программно-методическое пособиепо познавательному развитию детей дошкольного возраста. Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – 299 с.
  3. Волошина Л.Н. и др. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие. [Текст] / Л.Н. Волошина. — Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. – 52 с.
  4. Инструктор по физкультуре. – 2022. — №4/ (104). — М.: ТЦ Сфера, 2022. – 112 с.
  5. Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/download/yandex. html#https: //nsportal. ru/sites/default/files/2021/01/24/zanyatie_serdtse_dlya_zheleznogo_drovoseka. docx
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год