Здоровьесбережение детей дошкольного возраста |
Здоровье | |||
Автор: Ильченко Екатерина Валерьевна | |||
06.05.2023 07:47 | |||
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста Ильченко Екатерина Валерьевна МБДОУ " ДС N 416 г. Челябинска" Воспитатель "Единственная красота, которую я знаю, — здоровье". Томас Мор "Разве здоровье не чудо?" А.П. Чехов Идея воспитания здорового человека имеет глубокие исторические корни. Философы Пифагор, Платон, Сократ в своих произведениях отражали рекомендации по укреплению здоровья: режим дня, режим труда и отдыха, правильное питание, гигиена жилища, профилактические меры. В древней философии и теологии Востока ценностные представления о здоровье занимают гораздо большее место, чем на Западе. Об этом гласят дреанеиндийские тесты:" нет друга, равного здоровью; нет врага, равного болезни". [ 5 ]
Римский ученый, энциклопедист Авл Корнелий Цельс (около 25 года до н.э.) провозглашал здоровый образ жизни основой в предупреждении болезней, а его нарушение — главной причиной их развития. Он писал: " В холодной воде — исцеление, предупреждение заболеваний, она укрепляет тело и сохраняет бодрость духа". [ 10 ] В трудах римского ритора Марка Фабия Квинтилиана (около 35 до н.э.) нашли отражение педагогические взгляды того времени: " Как только родится сын, отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды... Детям, каких бы свойств они ни были, следует давать некоторый отдых не только потому, что нет ничего, что могло бы выдержать непрерывный труд и что даже неодушевленные предметы сохраняют свои силы не иначе, как оставаясь на некоторое время в покое, но и потому, что прилежание зависит от доброй воли, на которую нельзя подействовать принуждением". [ 6 ] Позднее, в эпоху средневековья, задачи воспитания слились с задачами оздоровления, но прежде всего души, а не тела. Церковный учитель, писатель, философ Климент Александрийский (II — III в.в.) писал: " Не тотчас в начале следует преподавать ученикам глубокие и сокровенные таинства, но сперва должны преподаваться им исправление образа жизни, улучшение нравов..." [ 3 ] В эпоху возрождения формируется новое отношение к человеку. Человек — это не только дух, это — телесное существо, при этом телесная жизнь самоценна. Новые медицинские знания о человеке как о развивающейся, творческой личности позволили синтезировать прежде разрозненные гуманистические идеи и традиции. Английский философ, врач Джон Локк в своем труде " Мысли о воспитании " писал: "Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишён хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, чей дух — неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути; а тот у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути ". [ 9 ] В.М. Бехтерев — русский и советский психиатр отмечал: "... Только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности..." "... здесь мы можем только наметить самые общие и основные условия, на которые должно опираться рациональное воспитание и обучение: оно должно иметь в виду физическое состояние и сообразоваться как с возрастом, так и с развитием организма". [ 2 ] Ученый — медик Н.М. Амосов в своей работе " Раздумья о здоровье " писал: " В современных условиях, чтобы быть здоровым, нужны нагрузки и ограничения. Маленьким детям не хватает их с самого рождения, если родители ленятся или не знают, как воспитывать" [ 1 ] Русский педагог, анатом и врач, основоположник научной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. Он рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, гимнастические упражнения. " Здоровое общество — это идеал функционирования социального организма. Очевидно, что стремление к нему имеет большую теоретическую и практическую значимость. Поэтому жизнедеятельность современного человека и человеческих сообществ настоятельно требуют социально-философского осмысления ценности здоровья на очередном рубежном для человечества этапе, уточнения приоритетности его содержательных компонентов, выработке методических принципов сохранения и укрепления здоровья населения страны ". [ 8 ] Что такое здоровье? В уставе ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла следующую формулировку: " Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. " Большая советская энциклопедия (БСЭ) трактует здоровье как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных изменений. [ 4 ] Осюда вытекает понятие здоровьесбережение как активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека. Как правило, здоровье будущего человека закладывается в раннем дошкольном возрасте. Значение ранних периодов детства трудно переоценить. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и организма в целом, закладываются основные черты личности, формируется характер маленького человека. Освоение дошкольниками знаний о здоровом образе жизни невозможно без ценностной мотивации личности детей. В процессе приобретения знаний воспитанники получают возможность осознать здоровье как главную ценность человеческой жизни, и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем. Основными составляющими здорового образа жизни являются:
Остановимся на такой составляющей здорового образа жизни как закаливание детей. Н.М. Амосов в своей работе " Раздумья о здоровье " писал: " Закаливание повышает сопротивление простудным заболеваниям. Слизистые оболочки носоглотки научаются поддерживать постоянный температурный режим и прихолоде. У незакаленных возможно местное охлаждение и торможение защитных клеток слизистой оболочки. Методы закаливания просты: не кутайся и терпи холод. Особенно важно закаливать маленьких детей. Система для них разработана давно: есть таблицы, каким темпом понижать температуру воды при купании. Но самое главное — не кутать! Вы только посмотрите на наших дошкольников, как их одевают?! Это... просто нет подходящего слова приличного. На дворе + 5 градусов, а он уже в шубе, воротник поднят, поверх шеи повязан шарф, шапка теплая, уши опущены, и еще платок выглядывает. Оно, бедное дитя, едва дышит. Где уж тут бегать! Так и гасят порывы к движению, столь естественные для всех детенышей. " [ 1 ] На важность закаливания обращал внимание и Д. Локк: " Первое, о чем следует заботиться, — это чтобы дети ни зимой, ни летом не одевались и не закутывались слишком тепло. Когда мы появляемся на свет, наше лицо не менее чувствительно, чем любая другая часть тела. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду ". [ 9] В настоящее время наука — физиология, гигиена, медицина, педагогика — располагают достаточно объективным материалом, свидетельствующим о неоходимости закаливания детей с раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание — не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию. "В формировании приспособительных защитных реакций организма под влиянием естественных факторов принимают участие рефлекторный, гуморальный, клеточный механизмы. Многочисленные нервные окончания в коже воспринимают раздражение и передают в центральную нервную систему. В ответ на эти раздражения возникают реакции сосудодвигательного, трофического и другого характера, передающиеся по эффекторным нервам и через синапсы соответствующим нервам и системам. Если систематически применять физические факторы, то путем повторных регуляторных упражнений сложных механизмов теплорегуляции и других физиологических систем можно добиться образования стойких условных рефлексов, которые облегчают приспособляемость организма к неблагоприятным изменениям внешней среды. Тренировка терморегуляторных механизмов при закаливании улучшает и другие процессы жизнедеятельности организма. Доказано, что:
Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:
Основные методы закаливания: 1. Хождение по массажной дорожке. В основе этого метода положено раздражение рефлекторной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела. По массажной дорожке дети проходят босиком 3 — 5 кругов, выполняя специальные упражнения. 2. Хождение босиком. Это широко практикуемый прием закаливания. Происходит тренировка мышц стопы, предохраняя от плоскостопия. Начинать хождение босиком надо сначала по 1 минуте и прибавляя каждые 5 — 7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8 — 10 минут ежедневно. 3. Закаливание солнцем. " Этот метод осуществляется в процессе прогулки, особенно в весенне — летнее время при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со свето-воздушных ванн в тени деревьев, потом переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка. Для проведения солнечных ванн игру детей перемещают под прямые лучи солнца на 5 — 6 минут и вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого детей раздевают до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут одномоментного пребывания детей на солнце, а в течение дня это может составить суммарно 40 — 50 минут. " [ 11 ] Здоровье — это основное наше богатство, которое необходимо беречь и созранять. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье. Полноценных результатов по оздоровительной работе детей можно достичь только при совместной работе детского сада и семьи. Для этого используются тематические консультации для родителей по вопросам:
Эта оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детей в течении всего пребывания в детском саду. Закаливание — одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Закаливание благоприятно действует на весь организм детей: повышает тонус нервной системы, улучшает крообращение и обмен веществ. Таким образом, применение в работе детского сада здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно — образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укркпление здоровья детей. Это подтверждает слова Я. Корчака: "Здоровье — это главное жизненное благо ". ЛИТЕРАТУРА
|