Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС.
Здоровье
Автор: Данилова Надежда Алексеевна   
02.01.2023 14:35

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС.

Данилова Н.А., методист МБОУ Кубинская СОШ № 1 (дошкольное отделение – детский сад № 7)

«От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья воспитанников образовательного процесса в ДОУ.

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания.

 

Скачать конспект

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.)
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни)
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий:

Физкультминутки

Цель:

  • смена вида деятельности
  • предупреждение утомляемости
  • снятие мышечного, нервного и мозгового напряжения
  • активизация кровообращения
  • активизация мышления
  • повышение интереса детей к ходу занятия
  • создание положительного эмоционального фона.

Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят.

Дыхательная гимнастика

Цель:

  • улучшение работы внутренних органов
  • повышение насыщения организма кислородом
  • тренировка дыхательного аппарата
  • профилактика заболеваний органов дыхания
  • развитие речевого дыхания.

Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка. В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Цель:

  • развитие осязательных ощущений
  • развитие координации движений пальцев и рук
  • развитие творческих способностей дошкольников.

В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого, необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения
  • предупреждения утомления
  • тренировки глазных мышц
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии. Все упражнения нужно делать стоя.

Ритмопластика

Ритмопластика – это специальные пластичные движения под музыку, имеющие оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»
  • развитие двигательной сферы детей
  • укрепление мышечного корсета
  • совершенствование познавательных процессов
  • формирование эстетических понятий.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию
  • самовыразиться
  • снять психоэмоциональное напряжение
  • избавиться от страхов
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей
  • профилактика простудных заболеваний
  • решение проблем со сном.

Занятия в бассейне

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Бассейн полезен всем: вялые становятся бодрее, слишком резвые – спокойнее, у детей повышается эмоциональный тонус.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год