Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС. |
Здоровье | |||
Автор: Данилова Надежда Алексеевна | |||
02.01.2023 14:35 | |||
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС. Данилова Н.А., методист МБОУ Кубинская СОШ № 1 (дошкольное отделение – детский сад № 7) «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья воспитанников образовательного процесса в ДОУ. Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания.
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий: Физкультминутки Цель:
Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Дыхательная гимнастика Цель:
Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка. В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи. Пальчиковая гимнастика Цель:
В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого, необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком. Гимнастика для глаз Подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии. Все упражнения нужно делать стоя. Ритмопластика Ритмопластика – это специальные пластичные движения под музыку, имеющие оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
Игротерапия В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами. Ароматерапия Можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
Занятия в бассейне Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Бассейн полезен всем: вялые становятся бодрее, слишком резвые – спокойнее, у детей повышается эмоциональный тонус. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
|