«Лыжная подготовка, как одна из форм здоровьесберегающих технологий у дошкольников» |
Здоровье | |||
Автор: Чистякова Анна Вячеславовна | |||
07.12.2022 16:33 | |||
«Лыжная подготовка, как одна из форм здоровьесберегающих технологий у дошкольников» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск""Основная школа № 12 имени Героя Российской Федерациигенерал-полковника И. В. Коробова" МБОУ ОШ № 12 Инструктор по физической культуре Чистякова Анна Вячеславовна, высшая квалификационная категория Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности, климатические условия нашего края создают уникальные возможности для занятий лыжной подготовкой.Для всех занятий, прогулок, игр и развлечений на лыжах характерно достоинство, которое выразительно отображено русской пословицей: «Мороз не велик, а стоять не велит». Оздоровительное значение: Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребёнка. Она вовлекает в работу почти все группы мышц, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности. Движение на свежем воздухе обеспечивает интенсивную работу сердца и лёгких. Ходьба на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы и осанки.
Воспитательное значение: Лыжные занятия и прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребёнка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма и взаимопомощи. Цель:*Создание оптимальных условий организации лыжной подготовки с детьми дошкольного возраста*Способствование приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств*Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, развитию физических качеств. Задачи:*Развивать «чувство лыж», «чувство снега».*Обучить начальным навыкам лыжной подготовки:ступающий и скользящий шаг, повороты переступанием на месте, подъём в гору способом «лесенка», спуск с горы в низкой стойке, спуск с горы в высокой стойке, проходить длинную дистанцию 1 км, игры на лыжах.*Воспитывать у детей морально-волевые качества. Обучение детей, дошкольного возраста, ходьбе на лыжах начинается в осенний период (подготовительный этап).Проводятся игры и упражнения развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость. Особое внимание уделяется упражнениям, укрепляющим мышцы стоп. Очень важна тренировка вестибулярного аппарата ребёнка, с этой целью в занятия включены упражнения на наклоны, кружение, ходьба по гимнастической скамейке, бег с высоким подниманием бедра, прыжки на скакалке и т.д. Занятия лыжной подготовки начинаем в зависимости от снежного покрова (с ноября по март).Лучше всего занятия проходят при температуре воздуха -8 -12.Лучшее время для проведения занятий 10-12 часов дня. В нашем детском саду мы проводим занятие 1 раз в неделю с 11. 20 до 11. 50 часов (30 мин.). Занятие состоит из трёх частей: 1. Вводная часть. Основной целью является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки., так называемое разогревание организма. Предварительное разогревание позволяет ребёнку быстрее овладеть «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. 2. Основная часть.Задачей основной части является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие физических качеств, решительности и смелости. Проведение подвижных игр на лыжах. 3. Заключительная часть.Основной задачей заключительной части является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организационный переход к новым видам деятельности. Обмундирование юного лыжника.Одежда не должна быть очень теплой. Зимний костюм не должен сковывать движения лыжника. Во время ходьбы на лыжах ребёнок не должен перегреваться, есть риск заболеть. Шапочка должна быть лёгкой. На руках должны присутствовать перчатки или рукавицы.На данном этапе обучения ходьбе на лыжах, лыжные палки не понадобятся.Лыжи надо подбирать в соответствии с ростом ребёнка. Надо поставить лыжу, поднять руку вверх-согнутые пальцы должны накрывать носок лыжи. Такие лыжи подойдут.Лыжные ботинки должны соответствовать размеру ноги (на размер больше). Если ботинки малы или велики ребёнку будет не удобно заниматься.Если хоть один из пунктов не соответствует, то для ребёнка обучение ходьбе на лыжах будет не в радость, а в тягость. Можно поставить в опасность здоровье ребёнка. Игры на лыжах: "Снежинки"Изобразить на снегу снежинку, переступанием. "Идите за мной"Дети ходят по лыжне по кругу ступающим шагом. Воспитатель находится за кругом. Проходя мимо детей, он выбирает двоих-троих, дотрагиваясь до них. Дети выходят из круга и идут на лыжах вслед за воспитателем. "Пройди и не задень" Удержать равновесие, ориентироваться в пространстве.Пройти на лыжах между конусов, не упасть и не задеть. "Перебежки"Ходьба на лыжах до конуса и обратно скользящим шагом. "Сороконожка"Дети встают в две колонны. В руках длинный шнур. Дети стоящие справа от шнура, берут шнур правой рукой, слева-левой рукой. По сигналу бежать до ориентира, не выпуская шнур. "Сороконожка" не должна распадаться. "Будь внимателен"Закрепить навык передвижения на равнине. Развивать внимание.Дети передвигаются по лыжне. Если воспитатель поднимает зелёный флажок — дети идут ступающим шагом. Жёлтый — скользящим. Красный — остановка. «Кто быстрее» (Пройти дистанцию 100м). «Кто дальше».Спуск со склона, кто дальше проедет. "Эстафеты «"Поезд"Дети делятся на несколько групп. По сигналу двигаются колонной до конуса, чья колонна быстрее добежит. Результат оценивается по последнему ребёнку. "Поменяй флажки" Фундамент лыжной подготовки, заложенный в дошкольном возрасте — это целебный неисчерпаемый источник нравственного и физического здоровья ребёнка.В условиях нашей долгой зимы, лыжи — один из самых простых способов для общения, здорового образа жизни, проведения семейного отдыха в выходные дни. Это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Лыжные прогулки и занятия способствуют воспитанию морально волевых качеств и развитию физических качеств (сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость). Мы за активный образ жизни!
|