«Сказкосочинительство с использованием су-джок в практики воспитателя». |
Здоровье | |||
Автор: Нурдинова Ольга Николаевна | |||
03.06.2022 16:34 | |||
«Сказкосочинительство с использованием су-джок в практики воспитателя». В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый Михаил Пришвин Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание. Какие задачи я решаю, используя сказкосочинительство: -повышаю речевую активность детей; -закладываю основу для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, образности.
Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире, о способах взаимоотношений между людьми, о возможностях самореализации. Исходя из этого, можно определить предмет сказкотерапии как процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души. Метод сказкотерапии позволяет развивать самосознание, коммуникативные и творческие способности, улучшать взаимодействие с окружающими его людьми, тем самым создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка. Для развития речевых навыков, памяти, внимания у детей, актуальны упражнения в игровой форме с шариком су-джок. Занятия с су-джок также дают такой эффект, как повышение физического и умственного развития у воспитанников. Су-джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. При объединении су-джок -терапии и сказкосочинительство у нас с ребятами появилась сказка про матушку Сосну. Цель. Вызвать у детей желание к рассказыванию и придумыванию сюжета сказки. В игровой форме проведение массажа активных точек рук с помощью мяча су-джок. Развивать фантазию детей и диалогическую речь. 1. (Звучит музыка леса.) Ребята сейчас наступило самое волшебное время года! Кто знает какое? (весна) Предлагаю вам отправиться в весенний лес и самим посмотреть на его волшебство, а может быть нам удастся услышать его волшебные сказки! (Дети идут за воспитателем) 2. Вот мы и пришли на волшебную сказочную поляну, где живёт матушка Сосна. (Присаживайтесь вокруг сосны и послушайте мой рассказ) В давние времена, люди считали, что в каждом дереве живёт дух леса. Они называли сосну, матерью Сосной за то, что она кормила многих лесных обитателей, давала им кров и защиту. Она помогала людям лечить разные болезни, люди считали, что это дерево спокойствия и высоты духа. Все знают, что воздух в сосновом лесу лекарственный. 3. Давайте сделаем глубокий вдох, вдохнём волшебный аромат сосны. Каждую весну на волшебной поляне, самой первой в лесу просыпалась матушка Сосна, от долгого зимнего сна. Вода и сила земли наполняли её, и она делилась ею с другими деревьями в лесу. Наши руки превратились в деревья. (Левая рука согнута в локте поднята в верх, пальцы в стороны). 4. Посмотрите волшебная сосна проснулась и просит нас разбудить другие деревья в лесу, она делится с вами волшебной силой. (Дети прокатывают су-джок по дорожки от сосны к себе и поднять его по своей левой руке, прокатить между пальцами. 5. Мы разбудим каждую веточку. (прокатываем мяч от кончиков пальцев к запястью.) 6. Проснулись деревья в лесу, потянулись своими веточками к тёплому, ласковому солнцу. И матушка Сосна подняла все свои веточки к солнышку и в этот момент одна маленькая шишка прыгнула с ветки в низ. (Перекидывать мяч из одной руки в другую). 7. Ребята, какая это была шишка? Ответы детей (шишка была, любопытная, шаловливая, маленькая) 8. Вдруг налетел ветерок и подхватил лёгкую шишку прочь от матушки Сосны, он унёс её куда? (Катать мяч в ладони по кругу) Ответы детей (Ветер понёс шишку по лесной дорожке) 9. Кого встретила наша путешественница шишка? (Перебирать мячик пальчиками). Ответы детей (Шишка-шалунишка остановилась и увидела под кустом ёжика. Но ёжик выставил свои иголки и не захотел разговаривать с шишкой, тогда она отправилась дальше в лес.) 10. Наша шалунишка шишка весело шагала по лесной дорожке и вдруг к ней, а встречу выскочил? (Сжимать мяч в руках). Ответы детей (Злой волк. Он хотел съесть шишку, потому что был очень голодный. Но наша шишка быстро-быстро побежала и спряталась от волка.) 11. Устала наша шишка и загрустила, а почему? (Кружить мячик пальчиками). Ответы детей (Шишка заскучала по маме) 12. Решила она вернуться к маме Сосне, только как? (Катать мячик в ладони по кругу). Ответы детей (Заплакала наша шишка и её услышала маленькая лесная птичка. Она подлетела и спросила: «Что с тобой случилось, почему ты плачешь?» Рассказала шишка, что заблудилась в лесу и не знает как вернуться к маме Сосне. А птичка её сказала: «Я знаю где твоя мама, беги за мной я тебе покажу дорогу» Побежала наша шишка за птичкой и уже скоро увидела волшебную полянку. Обрадовалась она и прокричала: «Спасибо тебе добрая птичка!» 13. Выбежала наша шишка на волшебную поляну и увидела? Ответы детей (Свою родную маму!) 14. Вернулась наша шишка путешественница к маме и? (Прокатить шарик по дорожке к сосне и положить его). Ответы детей (Обещала меме, что больше убегать не будет.) 15. Ребята, скажите мне пожалуйста удалось ли нам услышать волшебную сказку в весеннем лесу? О чем была наша сказка? А кто рассказал нам эту сказку? 16. Пришло время прощаться с матушкой Сосной и другими деревьями этого сказочного леса, возвращаемся в нашу группу. Нурдинова О.Н. Воспитатель ГБ ДОУ «Детский сад №111» Невского района г. Санкт-Петербург
|