Проект «Быть здоровым я хочу — пусть меня научат»
Масштабность проекта – местный
Тип проекта:
- По доминирующей деятельности — информационно-цифровой, практико-ориентированный;
- По числу участников групповой, ориентированный на детей 3- 7 лет, родителей, педагогов;
- По времени проведения — долгосрочный;
Форма организации – групповая, подгрупповая.
Форма проведения – игровая.
Адресная направленность. Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов образовательных учреждений. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ.
Срок реализации – планируемый к реализации, сроком на 1год.
Актуальность проекта
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта. Проблема сохранения здоровья детей в настоящее время не теряет своей актуальности, и более того имеет тенденцию к нарастанию.
Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:
- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку
- основы культурно-гигиенических навыков
- элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности
- понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие
- умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников использование информационно — коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, позволяют расширить возможности образовательной деятельности в детском саду, способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, а также развитию информационной грамотности родителей воспитанников.
Цель и основные задачи проекта:
Цель — способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к понятию «здоровье», формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни, в том числе семейному.
Задачи:
- Включить цифровые образовательные технологии в целостный педагогический процесс работы по обеспечению оздоровления и физического развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
- создать единое ценностно-смысловое сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
- воспитывать желание вести здоровый образ жизни, соблюдать культурно-гигиенические навыки;
- совершенствовать двигательные умения и навыки.
Принципы реализации проекта — эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве:
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- сочетание научности и доступности материала;
- наглядность;
- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
Планируемый результат проектной деятельности:
- Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
- Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма;
- Дети познакомятся с литературными произведениями по теме проекта;
- У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
- Актуализируется имеющийся у детей опыт (совокупность знаний и умений) по здоровьесбережению в самостоятельной детской деятельности;
- Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья среди воспитанников;
- Привлечь родителей к реализации проекта;
- Повысится заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка;
- Повышение знаний родителей о ЗОЖ;
- ИКТ-технологии работы с родителями, которые позволяют сделать родителей членами команды ДОУ, разделяющими ее позиции в отношении здоровья.
Достоинства использования информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы:
- делают процесс воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
- обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- делают образовательный процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
- способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
- используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
Применение средств ИКТ позволяет сделать непрерывно-образовательную деятельность современной и интересной для дошкольников. Такие средства способствуют лучшему усвоению материала, так как вызывают огромный интерес у детей, (за счет включения в процесс восприятия всех каналов восприятия – зрительного, слухового, механического и эмоционального), а так же активизируют внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Применение данных технологий даёт возможность моделировать различные сюжеты и ситуации.
Одним из средств информационно – коммуникационных технологий является мультимедийная презентация. Средства мультимедиа можно использовать не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. Презентации — физкультминутки используются в течение всего рабочего дня: включаются в утреннюю гимнастику, применяются в перерывах между занятиями, как динамическая пауза, комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, дыхательные гимнастики. Детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка.
Все эти приёмы позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. А использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка простым и эффективным, создаёт условия для лучшего сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и ребёнком.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников использование информационно — коммуникационных технологий в воспитательно – образовательном процессе обладает рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме, вызывает у детей огромный интерес;
- Несёт в себе разнообразный тип информации, понятный дошкольникам;
- Проблемные задачи и поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- Помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни, закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные творческие задачи;
- Делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным и привлекательным для детей.
- Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей и задач.
В заключении хочется отметить, что в условиях дошкольного учреждения возможно и целесообразно использовать ИКТ для привлечения интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Данные технологии позволяют делать совместную организованную деятельность педагога с детьми по – настоящему интересной и привлекательной, яркой и эмоциональной для детей. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно — коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Второй этап – диагностическо-методический. Диагностическое обследование дошкольников (в виде беседы).
- Анкетирование родителей
- Анализ полученных диагностических данных.
- Педагогическое сопровождение представлено:
- создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;
- составление и обсуждение поэтапного плана работы.
- создание банка идей и предложений;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
- определение задач воспитательно-образовательного процесса;
Планирование деятельности воспитателей:
- серия комплексных занятий с использованием ИКТ-технологий, направленных на развитие эмоциональной, познавательной и двигательной сферы детей ( «В гости к доктору Айболиту», «Быстрее, Выше, Сильнее», «Мойдодыр – мой друг» и т.д.);
- организация развивающей предметно – пространственной среды (лэпбук, сенсорные дорожки, картотека игр, иллюстрации, уголок здоровья и т.д.);
- оформить методические рекомендации, консультации, памятки и онлайн игры на базе сайта ДОУ: «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Здоровое питание», Эмоции – мои друзья», «Я – Чистюля», «Папа, Мама, Я — здоровая семья» и т.д.;
- оформить дидактические пособия и методические материалы (онлайн-игры: «Овощи и фрукты», «Вредное-полезное», «Эмоции», Онлайн пазл «Правила здоровья»; Презентации для выполнения физических упражнений, картотеку физминуток, пальчиковых игр и т.д.);
- поддерживать внимание и интерес к ЗОЖ в литературном произведении (Барто А. «Девочка чумазая»; Волков А. «Волшебник Изумрудного города»; Мошковская Э. «Нос, умойся»; Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»; Чуковский К. «Мойдодыр»; Барто А. «Мячик, Купание, Верёвочка»; Суслов В. «Про Юру и физкультуру»; Аким Я. «Мыло»; Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»; Дриз О. «Тихий час»; Барто А. «Володя болен» и т.д.).
Третий этап – реализация проекта – в процессе чего будет реализован педагогический проект.
Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта. Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, для систематизации и обобщения опыта проделанной работы.
Условия работы с детьми
Работа с детьми представлена следующими формами:
- организованная непрерывно-образовательная деятельность с детьми;
- подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- система коррекционно-развивающих занятий.
Формы и методы работы с детьми:
- презентации;
- онлайн-игры;
- тематические недели;
- онлайн-викторины;
- беседы и занятия;
- физкультурно-оздоровительные досуги и праздники;
- просмотр мультфильмов.
Взаимодействие с родителями
Работа воспитателя с родителями предполагает решение следующих задач:
- знакомство родителей с возрастными возможностями дошкольников — позитивными и негативными стереотипами;
- расширение представлений родителей о ЗОЖ;
- обучение родителей системному подходу ЗОЖ в воспитании детей;
- привлечение к взаимодействию с ДОУ.
Формы работы:
- ИКТ-консультации, памятки;
- беседы, обсуждения;
- онлайн-тест, для выявления потребностей родителей.
Перспективы на будущее: продолжать работать над проектом и подготовить материал для реализации в группах раннего дошкольного возраста.
|