Образовательный проект «Здоровый дошкольник»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из главных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; содержание направления «физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Реализуя образовательную область «Физическое развитие», мы поставили перед собой цель: формировать представления о здоровом образе жизни у старших дошкольников через проектную деятельность.
Также были определены следующие задачи:
- Содействовать формированию представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;
- Способствовать развитию устойчивого интерес к правилам и нормам здорового образа жизни;
- Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Обогащать развивающую предметно пространственную среду группы по проблеме.
- Непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у детей.
Включение в образовательный процесс технологии проектирования способствовало успешному формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, так как проектная деятельность позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Скачать конспект
В течение года с детьми старшего дошкольного возраста в рамках долгосрочного проекта «Здоровый дошкольник», цель которого – формирование представлений о ЗОЖ у детей 6-7 лет, были проведены краткосрочные проекты.
Такие как, проект «Я — такой», тема: Гигиена и здоровое питание. Помог детям расширить представления о своем теле, пользе здорового питания и витаминах, безопасности.
Данный проект объединил следующие формы работы:
- Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню;
- Изготовление с родителями книжек – малышек «Полезные рецепты»;
- Помощь помощнику воспитателя в наведении чистоты в группе;
- Экспериментирование: «Что такое легкие?», «Витамины на грядке»;
- Беседы о микробах, бережное отношение к своему здоровью (забота об ушах, глазах, зубах);
- Чтение художественной литературы;
- Ситуативные разговоры: «Как правильно мыть руки», «Одежда на прогулку», «Зачем надо делать утреннюю гимнастику», «Вкусная и полезная пищу», «Правила поведения на физкультурном занятии», «Полезные привычки».
Итоговым мероприятием данного проекта был досуг совместно с родителями «Праздник здоровья».
Проект «Быть здоровыми все могут – спорт и отдых нам помогут!», тема «Соблюдение двигательного режима». Помог детям сформировать представления о важных компонентах ЗОЖ (сон, спорт) и факторах, разрушающих здоровье. Данный проект реализовывался совместно с инструктором по ФК. Проект объединил следующие формы работы:
- экскурсии на спортивные объекты города;
- просмотр видеосюжетов о пользе сна и спорта;
- рассматривание фотоальбома «Виды спорта»,
- беседы: «Виды спорта», «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Что нужно для здорового сна», «Гигиенические процедуры перед и после сна, их польза для здоровья»;
- чтение художественной литературы;
- просмотр и обсуждение мультфильмов,
- продуктивная деятельность: изготовление фигурок для макета «Спортивный городок» (футболисты, волейболисты и т.д), изготовление, изготовление смайликов для экрана «Тихий час».
Итоговым мероприятием данного проекта была викторина «В здоровом теле – здоровый дух».
Наши дети не защищены от негативных воздействий с разных сторон: это телевизор, и компьютер, а главное – люди, которые окружают. Зачастую сами родители не осознают, что их плохое настроение или проявление отрицательных эмоций – быстро передаются ребенку. Проект «Красота залог здоровья» (реализация проекта совместно с педагогом — психологом), посредством различных упражнений занятий, бесед, продуктивной деятельности помог сформировать у детей положительные качества для умения взаимодействовать между собой.
Это были:
- Беседы: «Что такое внешняя красота?», «Что такое внутренняя красота?»;
- Просмотр презентации об эмоциях «Выражения лица»;
- Рассматривание демонстрационного материала «Наши чувства и эмоции», репродукций картин по теме «Эмоции»;
- Чтение художественной литературы, проигрывание театрализованных игр по знакомым произведениям;
- Продуктивная деятельность: изготовление подарка другу, коллажа «Хорошее настроение»;
- Ситуативные разговоры;
- Психологические игры: «Я могу!», «Вырази чувство глазами», «Добрые слова».
Итоговым мероприятием данного проекта был конкурс красоты «Красота — залог здоровья!».
Итоговым мероприятием долгосрочного проекта «Здоровый дошкольник» стала игра – путешествие по станциям «Будь здоров».
Положительными результатами своей работы считаем то, что наши воспитанники:
- Имеют целостное представление об особенностях функционирования человеческого организма;
- Сформированы представления о составляющих здорового образа жизни: правильное питание, движение, сон и солнце, воздух, вода;
- Называют факторы, разрушающие здоровье; отрицательно относятся к вредным привычкам, уверенно называют полезные привычки, понимаю их влиянием на состояние здоровья;
- Имеют представление о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых;
- Расширены представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
- Семьи воспитанников принимают активное участие в формировании здорового образа жизни у своего ребенка и семьи в целом.
Список литературы:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность»: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015
- Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования – М., Академия, 2012.
- Николаева Е.И., Федорук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. пособие — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014
- Пеньковских, Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике: на основе сравнительного анализа: дис… канд. пед. наук. — Екатеринбург, — 2007. — 209 с
- Чеменева А.А., Ушакова – Славолюбова О.А. Коммуникативно-ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
- Юматова Д.Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл-игр путешествий, — СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2017
|