Кружковая работа Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии, самопостроении и самосохранении.
Портфолио - индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности. Введение портфолио в практику детского сада позволяет педагогам увидеть индивидуальные особенности ребенка, его интересы и возможности, изменить стиль взаимодействия с семьями воспитанников: воспитатель и родители становятся партнерами в изучении ребенка. На этапе дошкольного возраста приорететными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье. Ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Ребенок должен расти здоровым. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Очень важно не упустить те возможности, которые дает раннее детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему. Одним из средств формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста может являться портфолио. Оздоровительные занятия основаны на программе М.Л.Лазарева «Здравствуй» осуществляются в виде кружковой работы с оформлением портфолио для каждого ребенка. Цель работы: формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивации здоровья и поведенченских навыков здорового образа жизни. Мотивация здоровья – мотивация, которая на сознательном и бессознательном уровнях стимулирует ребенка на собственную оздоровительную деятельность. Мы поставили перед собой следующие задачи: - дать детям общее представление о здоровье как о ценности; - помочь в формировании привычек здорового образа жизни, научить дошкольников беречь свое здоровье; - расширить представление о таких факторах, как: свежий воздух, вода, солнечный свет, физические упражнения, правильное питание; - перевести содержание каждого оздоровительного занятия на зрительный (визуальный) уровень для закрепления у детей пройденного на занятии материала – оформление портфолио. До занятий с родителями было проведено анкетирование, в ходе которого мы выяснили, насколько они понимают, «что такое здоровье», «что такое болезнь», какие вопросы в области здоровья их интересуют, что в области своего здоровья или здоровья ребенка их беспокоит. В результате опроса мы получили следующие данные: 69% родителей называют здоровье, как «хорошее настроение, отсутствие болезней», то есть душевное благополучие и только, 31% родителей в понятие «здоровье» вкладывают «физическое, психическое и социальное благополучие», 100% опрошенных задумываются над тем, как «поддержать иммунитет, как обойтись без простуд, как правильно питаться». Поэтому, когда родителям были предложены оздоровительные занятия с детьми по формированию основ здорового образа жизни, родители дали свое согласие на их проведение. Занятия с детьми проходили в игровой форме, доступной детскому восприятию и пониманию данной проблемы. Оздоровительные занятия проводили музыкальный руководитель ДОУ и воспитатель группы в музыкальном зале. В группе, совместно с родителями осуществляли практическую часть занятий, на которой каждый ребенок заполнял свою «Книгу здоровья». У детей имелась папка – портфолио «Я и мое здоровье», созданная на основе приложения к программе «Здравствуй» М.Л.Лазарева. Нами была разработана структура портфолио по теме «Формирование основ здорового образа жизни у детей 6-7 лет», составлено перспективное планирование по созданию портфолио по данной теме. Структура порфолио: 1.Оформление титульного листа портфолио «Я и мое здоровье» • Мое имя; • Моя фамилия; • Мой возраст. День рождения; • Мой домашний адрес. Мой телефон; • Дата начала занятий.
2.Основное содержание портфолио • Оформление рисунков; • Запись высказываний ребенка; • Наклеивание изображений. 3.Подведение итогов оздоровительной работы • Проведение диагностики; • Изображение «Цветка здоровья» со всеми закрашеными лепестками. Активную роль в ведении портфолио дошкольника играли родители. Их функция заключалась в оказании помощи ребенку при оформлении страниц портфолио, рассматривании и обсуждении с ним материалов, собранных в папке достижений, анализе и отборе лучших работ для помещения в портфолио, подготовке к презентации собственных успехов. На каждое занятие к детям в гости «приходил» игровой персонаж – кукла «Учитель Здоровья», в зависимости от темы занятия. Весь курс включал в себя 7 тем: 1. «Волшебное зеркальце» (Цель: научить детей любить себя и свой организм, любить окружающих людей. Знать основные части тела. Повысить самооценку). Учитель Здоровья – кукла Яник. «Целебные звуки» (Цель: научить использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья. Улучшить показатели функции внешнего дыхания. Слушать окружающую природу). Учитель Здоровья – кукла Вита. 2. «Чудо – нос» (Цель: улучшение функции внешнего дыхания). Учитель Здоровья – кукла Йоник. 3. «Веселые движения» (Цель: оптимизация двигательной активности детей, формирование двигательной мотивации). Учитель Здоровья – кукла Огник. 4. «Вода и мыло» (Цель: обучить ребенка способам профилактики инфекционных заболеваний). Учитель Здоровья – кукла Гидроник. 5. «Полезная еда» (Цель: научить ребенка осознанно подходить к своему питанию). Учитель Здоровья – кукла Ростик. 6. «Цветок здоровья» (Цель: иметь цельное представление о себе как о члене семьи). Учитель Здоровья – кукла Орсик. После каждого оздоровительного занятия мы заполняли страницы портфолио: рисовали портреты, картинки к ранее пройденному материалу (песенкам, сказкам, историям), дети придумывали свои истории, которые затем записывали родители в папку, наклеивали иллюстрации. В содержание уроков включались примеры из реальной жизни детей, их семей, друзей. На занятиях мы делились опытом. Рассказывали случаи из биографии своих детей. В конце каждого месяца мы проводили диагностику, которая также отмечалась в портфолио. Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, мы заботились и о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, массаж шариком Су – Джок, музыкальную терапию и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно – профилактического действия. В результате проведенной работы и основываясь на данные диагностики, как группы в целом, так и каждого ребенка, мы считаем, что портфолио, как папка, копилка личных достижений дошкольника, его успехов, является эффективным средством формирования здорового образа жизни у детей 6-7 лет.
По материалам программы М.Л.Лазарева «Здравствуй» Прислала: Спицина Елена Владимировна
|