Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе. |
Здоровье | |||
Автор: Медведева Юлия Игоревна | |||
02.12.2020 20:37 | |||
Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе. Доступные формы получения дошкольного образования, если ребенок с ОВЗ не может постоянно посещать образовательное учреждение. 1. Современные возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом количество детей с ОВЗ неуклонно растет. Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома. В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДОУ предоставляет возможность совместного обучения таких детей со здоровыми сверстниками. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Я считаю, что на сегодняшний день в каждом ДОУ, должны создаваться условия, для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше такие дети будут вовлечены в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче они адаптируются к той жизни, в которой живут здоровые дети.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В.В. Путиным «29» декабря 2012 г. Существует раздел специального образования в российской системе образования. У дошкольников она включает в себя:
Рассмотрим более подробно коррекционные группы. Одна из возможностей получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это коррекционные группы в ДОУ. Работа в коррекционной группе проводится по адаптированной программе коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ. Программа эта разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом потребности детей с ограниченными возможностями. Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира. 2. Проблема подготовки к обучению в школе и преемственности дошкольного и начального общего образования детей с отклонениями в развитии в современной системе образовательных учреждений. При составлении индивидуального маршрута развития детей с ОВЗ воспитатели отталкиваются от результатов «Диагностики педагогического процесса в группе дошкольной образовательной организации». Кроме индивидуальных особенностей можно выявить и общие черты трудностей – это отставание социальной сферы и эмоционального развития. Индивидуальная работа с такими детьми проводится в режимные моменты, во время свободной деятельности детей, а также в составе групповых занятий в течение всей недели. Содержание работы строится по всем пяти образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Работа выстраивается при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. При прочем равном внимании ко всем областям воспитателям особенно пристальное внимание приходится уделять познавательной сфере и социально-коммуникативной. Дети с ОВЗ часто имеют проблемы с речевым развитием, поэтому общение со сверстниками у них часто затруднено как на коммуникативном уровне, так и эмоциональном. Необходима тщательная работа по развитию положительных эмоций, а также овладению умения делать их понятными сверстникам, и затем выстраиванию эмоционально положительно окрашенного взаимодействия с другими ребятами. Реализация этой важной задачи возможна чаще всего при непосредственном общении и игровом взаимодействии детей с ОВЗ с другими ребятами. Задачи социальной адаптации дошкольника с ОВЗ в детском саду:
3. Организационные формы дошкольного образования для детей, которые не могут посещать дошкольное учреждение по причине меняющегося состояния здоровья. Дети с ОВЗ не могут посещать постоянно сад по причине меняющегося состояния здоровья, обследований и психологического состояния и после соответствующего заключения врачебной комиссии. Для таких детей существует надомное обучение (сочетание занятий дома и в образовательном учреждении). Для таких детей существует несколько вариантов получения образования: - занятия проводятся в ПНД, где оказывают диагностическую, лечебную, психокоррекционную, логопедическую, социальную, педагогическую и реабилитационную помощь детям дошкольного возраста (от 4-х до 7 лет), имеющим психоневрологическую патологию. - в специализированных санаториях, в штате которых есть необходимые специалисты, которые оказывают психотерапевтическую и психологическую помощь. Проводят логопедические, дефектологические и педагогические занятия. - в дошкольном учреждении, в таких группах как кратковременного пребывания. В них дети получают навыки познавательной деятельности, социально адаптируются, формируются предпосылки учебной деятельности. В данных группах занятия длятся не более 2-3 часов в день в присутствии родителей. В неделю таких занятий проходит не больше 5 часов. При специальных школах создаются коррекционные группы, которые готовят детей с ОВЗ к занятиям в школе (так как не все дети посещали ДОУ). Срок действия таких образовательных программ – 1-2 года. Также такие дети имеют возможность посещать отдельно занятия дефектолога, логопеда и психолога для более всесторонней подготовки детей к школе. Главной целью подготовки детей является организация ранней коррекции развития ребенка, а также обучить родителей методам и приемам общения и развития ребенка. Список литературы:
|