Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
Здоровье
Автор: Медведева Юлия Игоревна   
02.12.2020 20:37

Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.

Доступные формы получения дошкольного образования, если ребенок с ОВЗ не может постоянно посещать образовательное учреждение.

1. Современные возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ОВЗ неуклонно растет. Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома. В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДОУ предоставляет возможность совместного обучения таких детей со здоровыми сверстниками. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Я считаю, что на сегодняшний день в каждом ДОУ, должны создаваться условия, для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше такие дети будут вовлечены в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче они адаптируются к той жизни, в которой живут здоровые дети.

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В.В. Путиным «29» декабря 2012 г.

Существует раздел специального образования в российской системе образования.

У дошкольников она включает в себя:

  • Дошкольные коррекционные группы, как в садах-яслях так и в детских домах, специальных школах, школах-интернатах
  • Детские дома для дошкольников
  • ДОУ
  • Ясли-сады.

Рассмотрим более подробно коррекционные группы.

Одна из возможностей получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это коррекционные группы в ДОУ.

Работа в коррекционной группе проводится по адаптированной программе коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ.

Программа эта разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом потребности детей с ограниченными возможностями.

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

2. Проблема подготовки к обучению в школе и преемственности дошкольного и начального общего образования детей с отклонениями в развитии в современной системе образовательных учреждений.

При составлении индивидуального маршрута развития детей с ОВЗ воспитатели отталкиваются от результатов «Диагностики педагогического процесса в группе дошкольной образовательной организации». Кроме индивидуальных особенностей можно выявить и общие черты трудностей – это отставание социальной сферы и эмоционального развития. Индивидуальная работа с такими детьми проводится в режимные моменты, во время свободной деятельности детей, а также в составе групповых занятий в течение всей недели. Содержание работы строится по всем пяти образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Работа выстраивается при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. При прочем равном внимании ко всем областям воспитателям особенно пристальное внимание приходится уделять познавательной сфере и социально-коммуникативной. Дети с ОВЗ часто имеют проблемы с речевым развитием, поэтому общение со сверстниками у них часто затруднено как на коммуникативном уровне, так и эмоциональном. Необходима тщательная работа по развитию положительных эмоций, а также овладению умения делать их понятными сверстникам, и затем выстраиванию эмоционально положительно окрашенного взаимодействия с другими ребятами. Реализация этой важной задачи возможна чаще всего при непосредственном общении и игровом взаимодействии детей с ОВЗ с другими ребятами.

Задачи социальной адаптации дошкольника с ОВЗ в детском саду:

  • Научиться приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях (в т.ч. социально-бытовая ориентировка);
  • Установление гармоничных связей с социальным окружением (включая взрослых и сверстников);
  • Соблюдение определенных правил группы (в том числе нормативное поведение);
  • Умение выражать свои просьбы, желания в новых условиях;
  • Усвоение новой роли – «Я – дошкольник».

3. Организационные формы дошкольного образования для детей, которые не могут посещать дошкольное учреждение по причине меняющегося состояния здоровья.

Дети с ОВЗ не могут посещать постоянно сад по причине меняющегося состояния здоровья, обследований и психологического состояния и после соответствующего заключения врачебной комиссии.

Для таких детей существует надомное обучение (сочетание занятий дома и в образовательном учреждении).

Для таких детей существует несколько вариантов получения образования:

- занятия проводятся в ПНД, где оказывают диагностическую, лечебную, психокоррекционную, логопедическую, социальную, педагогическую и реабилитационную помощь детям дошкольного возраста (от 4-х до 7 лет), имеющим психоневрологическую патологию.

- в специализированных санаториях, в штате которых есть необходимые специалисты, которые оказывают психотерапевтическую и психологическую помощь. Проводят логопедические, дефектологические и педагогические занятия.

- в дошкольном учреждении, в таких группах как кратковременного пребывания. В них дети получают навыки познавательной деятельности, социально адаптируются, формируются предпосылки учебной деятельности. В данных группах занятия длятся не более 2-3 часов в день в присутствии родителей. В неделю таких занятий проходит не больше 5 часов.

При специальных школах создаются коррекционные группы, которые готовят детей с ОВЗ к занятиям в школе (так как не все дети посещали ДОУ). Срок действия таких образовательных программ – 1-2 года. Также такие дети имеют возможность посещать отдельно занятия дефектолога, логопеда и психолога для более всесторонней подготовки детей к школе.

Главной целью подготовки детей является организация ранней коррекции развития ребенка, а также обучить родителей методам и приемам общения и развития ребенка.

Список литературы:

  1. Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе / В.В. Коноваленко. — М.: ГНОМ и Д, 2014. — 128 c.
  2. Курмаева, Э.Ф. Коррекционная работа с детьми 5-7 лет. Блочно-тематическое планирование / Э.Ф. Курмаева. — М.: Учитель, 2017. — 296 c
  3. Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные нормативные акты (+ CD) / Л.В. Боброва и др. — М.: Учитель, 2016. — 128 c
  4. Речицкая, Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития / Е.Г. Речицкая. — М.: Владос, 2014. — 646 c.
  5. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации. ФГОС. — Москва: Высшая школа, 2018. — 512 c.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год