Конспект комплекса оздоровительных мероприятий после сна для детей подготовительной группы на тему: «В гостях у гномиков Здоровячков» |
Здоровье | |||
Автор: Гоголова Татьяна Евгеньевна | |||
04.01.2020 00:45 | |||
Конспект комплекса оздоровительных мероприятий после сна для детей подготовительной группы на тему: «В гостях у гномиков Здоровячков» Образовательная область: «Физическое развитие» Воспитатель: Гоголова Татьяна Евгеньевна г. Биробиджан, 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» Комплекс оздоровительных мероприятий после сна для детей подготовительной группы на тему «Гномики Здоровячки из удивительной страны». Краткая анотация комплекса: предлагаю вам комплекс оздоровительной гимнастики после сна для детей подготовительной группы на тему «Гномики Здоровячки из удивительной страны»». Данная разработка будет полезна как воспитателям старших возрастных групп, так и инструкторам по физической культуре ДОУ. Комплекс оздоровительной гимнастики направлен на профилактику простудных вирусных заболеваний с использованием массажа активных биологических точек, дыхательной гимнастики, водных и воздушных процедур, босо хождением, а так же процедурой принятия витаминного фито чая (шиповник, липа, лимон), ионизацией воздуха в групповом и спальном помещении ДОУ с помощью увлажнителя воздуха.
Актуальность: Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Разнообразные медицинские, социологические, демографические данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – это суровая реальность наших дней. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физически зрелыми рождаются не более 14 % детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. По данным Научного центра детей РАМН, около 90% детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Важно на этом этапе сформировать у детей базу практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно — оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры, физминутки, оздоровительный бег, закаливание и др. Предметом нашего обсуждения станет такая форма работы, как гимнастика после дневного сна. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка. Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма. Наряду с повышением возбудимости нервной системы действие водных процедур, свежего воздуха и солнца оказывают закаливающий эффект, увеличивая общую сопротивляемость организма и его устойчивость к различного рода заболеваниям. Цели: обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию; подготовить к активной деятельности; Закреплять навыки самомассажа рук, ступней ног, спины, активизируя биологически активные точки; проводить профилактику плоскостопия, формировать правильную осанку; осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, босохождение, кратковременное воздействие холодной водой- рук, лица, шеи. Закреплять умение осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений. Задачи: Образовательные: продолжать сохранять и укреплять физическое здоровье детей, расширяя представления о здоровье человека. Прививать любовь к активному, здоровому образу жизни. Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом и музыкой. Развивающие: развивать координацию движений, двигательную активность. Развивать речь, внимание, память, способность к самоконтролю, самооценку при выполнении движений. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, побуждать оказывать друг другу посильную помощь. Материалы и оборудоваение: телевизор, виде презентация, музыкальное сопровождение комплекса, колокольчик, полоса препятствий: ребристые и веревочные доски, массажные кочки, плетенные из грубого плетенного шпагата следы; знаки- символы (на кубиках-камушках), указывающие исходное положение рук и ног во время выполнения упражнений, демонстрационный материал для воплощения атмосферы хвойного леса, лесной полянки (развивающая среда). Индивидуальные массажные коврики (возле каждой кровати), массажные перчатки, мячи, палочки (по количеству детей), ионизатор (увлажнитель) воздуха, надувной бассейн, морская соль, мокрые дорожки (намоченные пресной водой), су-джоки, столы, стулья сервированный полдником стол, фито чай – аптечный сбор (согласованно с медицинской сестрой, врачом, родителями детей). Основная образовательная область: «Физическое развитие», (профилактически – оздоровительной напрвленности). Интеграция образовательных областей (по требованиям ФГОС): «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды деятельности: двигательная, музыкальная, игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная. Методы: игровой, наглядный, словесный, практический. Методические приемы: игровая ситуация ( «В гостях у гномиков Здоровячков»), музыкальное сопровождение (музыка пробуждения, «Звуки леса», «Чудесный луг», «Чудо-озеро», «Релакс») физические, дыхательные и ритмические упражнения с текстовым авторским сопровождением. Индивидуальная работа: словесная инструкция, индивидуальный показ исходных движений, не правильно выполненных упражнений. Работа над коррекцией осанки и плоскостопия. Следить за правильностью выполнения дыхательной гимнастики. Предварительная работа: предварительное, поэтапное разучивание всего комплекса оздоровительных мероприятий «В гостях у гномиков Здоровячков». Изготовление из подручных материалов совместно с детьми «полосы препятствий», привлечение родителей к посильной помощи. Планируемый результат: после проведения оздоровительной гимнастики и закаливающих процедур после сна организм пробужден и готов к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам во вторую половину дня. Систематическое проведение является хорошим средством сохранения здоровья, укрепления иммунитета каждого ребенка, а также профилактикой сколиоза и плоскостопия. Содержание (ход) оздоровительных меропрятий: Дети после дневного сна лежат в постельках. Звучит «Музыка пробуждения» (спокойная, тихая, мелодичная). Воспитатель: (тихим, спокойным голосом): «Мальчики и девочки Дружно просыпаются. У мальчиков и девочек Глазки открываются. Ручки просыпаются, Ножки просыпаются. Одеяла в сторону Плавно убираются». (Дети убирают в сторону одеяла, лежа потягиваются) Воспитатель: «Колокольчик озорной Он всегда, везде со мной. «Просыпайтесь», -говорит «Закаляйтесь!» — всем велит. (воспитатель звонит в колокольчик) «Колокольчик зазвонил, В кого-то деток превратил? (дети садятся на постельках по-турецки) Отвечайте без прикрас Кто же вы сейчас? Дети: «Мы Гномики-Здоровячки, Из удивительной страны Здоровьем, та страна зовется И Гномам там вот так живется. (рука в кулачке, показ большого пальца вверх) Воспитатель: Доброе всем день! -птицы запели Добрые Гномы сидят на постелях. Прячется дрёма по уголкам (движения по тексту) Солнце привет шлет улыбчиво нам! Воспитатель: -Гномы проснулись? Дети: -Да! Воспитатель: -Вы улыбнулись? -Да! Воспитатель: -Вправо и влево все потянулись? (гномы тянутся вправо и влево, руки в замок) -Да! Воспитатель: — А сейчас я друзья попросила б для нас Рассказать, как денек проходит у вас! Гном Арина С:
Все расскажем без прикрас! Дети: Утром рано, спозаранку Дружно делаем зарядку (музыкальную мы делаем зарядку) Воспитатель: -Как? Дети: -А вот так?
Воспитатель: -Молодцы, мои ребятки Дружно делали зарядку! - А потом? Гном Диана: А потом с постелек встали, Аккуратно их убрали. Воспитатель: -Как? Дети: - А вот так! (дети под музыку заправляют постели) При необходимости: «Быстро кроватку заправил, вокруг посмотри, если нужна твоя помощь, друзьям помоги» Воспитатель: -Что же делали потом? Гном Таня: Гулять потом мы собирались В лес волшебный отправлялись. Любим по лесу гулять Свежим воздухом дышать. Гном Ваня: -Эй, вы гномики, друзья! Собирайтесь все сюда! Путь ожидает нас трудный, большой Дружно вставайте гномы за мной! -Все готовы? Дети: -Все готовы! -Ну тогда, друзья, все в путь! Только добрую улыбку, и смешинку, и чудинку Вять в дорогу не забудь! Гном Таня: -Стоп, преграда на пути Как же нам её пройти!? Воспитатель:
Внимательно по сторонам посмотрите. (дети тянутся в стороны, смотрят, ладонь у лба) На чудо- камнях вы заданья найдете Непростой этот путь непременно пройдете. (на «камнях» -кубиках схематическое изображение упражнений, которые необходимо выполнить гномам) Подготовленный ребенок сопровождает выполнение упражнений словами: Гном Ваня: 1. На двери весит звонок, Допрыгни до него, дружок (Прыжки вверх с места, с доставанием предмета) 2. Вот мы идем по ребристой дорожке, Шагаем дружней, массажируем ножки! (Ходьба по ребристой дорожке.) 3. Теперь мы идем по узкой тропинке, Идем на носочках, как балеринки. (Ходьба на носочках.) Воспитатель:
А шишки сосновые к ручкам все ближе! (Ходьба на носочках, с поднятыми руками вверх) Гном Ваня: 4. Вот ножки нам колют иголки сосны, Чтоб было не больно на пятках иди! (Ходьба на пяточках, руки на поясе.) 5. Но вот и болото у нас на пути По кочкам его мы пропрыгать должны. (Прыжки на двух ногах с кочки на кочку, руки на поясе) Воспитатель:
И гномиков хочет забрать он с собой. (Ходьба на четвереньках в полном приседе, руки за спиной)
Решили к опушке бежать напрямик! Вы только деревья, друзья, оббегайте И ветки у ёлочек не поломайте! (Бег змейкой через стойки) Гномы выходят на импровизированную полянку Воспитатель: -Сейчас в безопасности гномики наши, (Шагают на месте по массажному коврику) Шагают по травке и дышат легко (вдох-через нос-кулачки сжимаем, выдох-ртом-кулачки разжимаем) Гном Арианна: Цветочки и птички, кругом красота, Здоровыми будьте гномы, всегда! Воспитатель: Упражнение на дыхание №1. «Цветочный аромат». Сколько здесь цветов у нас! Их понюхаем сейчас! Аромат цветов вдыхаем, (Глубокий вдох носом). И дыханье затаим. (Затаить дыханье). А теперь мы выдыхаем, (Выдох через рот со звуком «А-а-а»). Отдыхаем, отдыхаем. (Отдых). И еще раз повторим. Повторить 2 раза. Упражнение №2. «Сосновый аромат». Аромат сосны вдыхаем, (Глубокий вдох носом). И дыханье затаим. (Затаить дыханье). А теперь мы выдыхаем, (Выдох через рот со звуком «А-а-а»). Отдыхаем, отдыхаем. (Отдых). И еще раз повторим. Упражнение №2. «Леса аромат». Леса аромат вдыхаем, (Глубокий вдох носом). И дыханье затаим. (Затаить дыханье). А теперь мы выдыхаем, (Выдох через рот со звуком «А-а-а»). Отдыхаем, отдыхаем. (Отдых). И «спасибо» говорим: Дети: Деревьям, травам и цветам Что воздух свежий дарят нам! Воспитатель: Рада-радуга-дуга Перчатки гномам принесла. А перчатки не простые А массажные, цветные. (обращает внимание детей на массажные перчатки, которые выложены в кругу в виде цветка) Дружно маечки снимите Их на кустики кладите. Затем перчатки надевайте В дружный круг скорей вставайте. Усталость с рук своих стряхните Массаж лечебный проведите! (гномы занимают свои места, встают по кругу) Но прежде, ответьте на несложный вопрос: -А когда в природе появляется радуга? (после дождя) Гном Таня: или все дети Ой, кажется, дождь начинается! Все дети: Сейчас он нас всех промочит! (звуки природы- гремит гром и идет дождь) Воспитатель: Вокруг себя вы повернитесь, В лесной сторожке очутитесь. Как дом уютен и пригож, Нам не страшен больше дождь! Гном Максим: Ну-ка гномы, встаньте прямо, спинку ровно всем держать! Будем вместе, будем дружно начинать игру-массаж!
Дождик бегает по крыше — Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! Дети встают друг за другом «паровозиком» и поглаживают друг друга по спинкам. Вы в сторожке посидите, - Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите, - Бом! Бом! Бом! Постукивают пальчиками. Почитайте, поиграйте, - Бом! Бом! Бом! Дождь уйдет– тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом! Поколачивают кулачками. Поглаживают ладошками. Воспитатель: Дружно сделаем прыжок Повторим массаж, дружок! (2раз) Воспитатель: Дождь прошел, пора гулять Свежим воздухом дышать. Перчатки дружно вы снимите Их в цветочек превратите. (дети на полу вкладывают из перчатки цветок-музыка №7.
Свои маечки найдите! (дети надевают майки) Гном Кристина: Солнце ярко светит, Прочь прогоним грусть. Нам пора, ребята, Свой продолжить путь. Гном Таня: (дети подходят к телевизору- видео танец-зарядка «Чударики») Вот, чударики, друзья, Нас встречают у крыльца. Будем с ними мы играть, Веселый танец танцевать! (дети приглашают гостей принять участие в танце) Гном Ярослава: Гости наши, не ленитесь, Вместе с нами разомнитесь. На дорожки нужно встать, За нами танец повторять!
Воспитатель: - Танцевали! Ох, устали! (После танца-упражнение на восстановление дыхания) Сделаем глубокий вдох, Руки приподнимем Громко выдохнем. И всю Мы усталость снимем! «О-о-о-ох!» (наклон корпуса вперед) Воспитатель:
Друзьям-Чударикам скажем: «Пока!" (дети хором)
Мы посетим его сейчас. А вон, смотрите, вдалеке, Рыбка плещется в воде То не речка, и не море Это озеро лесное. Гном Арина Р.: Вот вода в нем не простая, А соленая, морская Она излечит, исцелит Как добрый доктор Айболит! (пауза)
Надо на луге их подразмять! Массаж стоп (дети, садятся на стульчики, перед ними г/палочка, под стулом шипованный мячик) по показу Гномика Арины С.Таня 1. Чтобы ножки нам размять Будем палочку катать, Вперед-назад ее катаем Дружно ножки разминаем, 2. Мячики теперь возьмем И упражнения начнем, Веселый мячик не унять Стал по ручкам он скакать, По плечикам, по локоткам Ну и конечно по кистям, 3. Скок, в ладошки прыгнул он Заходил тут ходуном, А по нашим милым ножкам Забегал словно по дорожкам, По коленкам спрыгнул вниз Ну, щекоточка, держись! -дети хором 4. Мячик стопами катаем, наши стопы разминаем (круговые вращения стопой мячика, 1 и 2 ногой поочередно, руки в упоре о стул) 5. Наш чудо-мячик не унять, решил он с палочкой поиграть. Мячик стопами сжимаем и за палочку перемещаем. А теперь назад вернем, и к чудо –озеру пойдем!
Воспитатель: Вокруг озера парами дружно вставайте, И в игры с водой вы играть начинайте! За соседа прочно руками держись Как цапелька на ножку одну становись! Другую же в озеро ты опусти И волшебный кристалл со дна подними! (музыка- как фон) (Выполнив задание, дети сначала меняют ногу, затем гномы в парах меняются местами)
Воспитатель: Путь прошли гномы интересный, большой И вот пришло время возвращаться домой. А чтобы домой поскорей возвратиться Нам нужно волшебной отведать водицы. (фито чай с шиповником, липой, лимоном)
Воспитатель: А чтобы водичка стала волшебной, нужно сказать (прошептать) ей негромко волшебные слова: все дети «1,2, 3-1, 2, 3 –дружно, четко говори! Травы луговые, волшебные такие. Шиповник- витаминный друг, Сними ты с нас любой недуг. Принеси нам добро и душевное тепло. А с последней каплей ты гномов с детский сад верни! (Дети пьют отвар шиповника, липы), лимона. Воспитатель: Из шиповника и липы Пей вкуснейший чай Кашля, насморка, ангины Никогда не знай! Воспитатель: Ну вот вы и детском саду! Колокольчик зазвони, гномов в деток преврати! А теперь пришла вам, братцы, идти дружно умываться. А потом и одеваться. Но прежде скажите мне без прикрас, что больше запомнилось сегодня для вас? (итог) Как вам кажется, сегодняшнее необычное путешествие принесло хоть какую-то пользу для вашего здоровья? Докажите.
|