Педагогическая статья «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» |
Здоровье | |||
Автор: Наумова Марина Валерьевна, Абдухалыгова Наина Умудваровна | |||
20.08.2019 06:43 | |||
Педагогическая статья «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» Статью подготовили воспитатели:
Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает беспокойство у многих ученых и специалистов. Город Братск славится легендарной ГЭС и крупнейшими в мировом масштабе промышленными комплексами. Но за эту славу жители Братска платят дорогую цену: наверно в Братске нет человека, который не задавался вопросом — как выжить самому и уберечь детей. Число страдающих заболеваниями дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы в Братске с каждым годом увеличивается. Большинство людей уверены, что об их здоровье должен заботиться врач. Такая позиция, по меньшей мере, наивна. Ни один врач и даже ни одна мать не могут сделать для другого человека того, что человек может и должен сделать для себя сам.
В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. Здоровье, как и жизнь, — личное богатство. Как распорядится ими человек, зависит лишь от его знаний, умений, навыков и воли. Первым шагом в этом направлении может служить формирование представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования установок на здоровье, здоровый образ жизни. На формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей. Ряд философов (Дж. Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В. Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л. С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н. М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л. Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье — это состояние телесного, душевного и социального благополучия. В современном понимании понятие "Здоровый образ жизни" представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности. Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников включает в себя: охрану и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. В формировании представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста педагог может использовать различные методики, используя их в построении образовательно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе. Наша задача — научить детей думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка, и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Важное значение в работе по формированию ЗОЖ приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни. Практическое значение разработанной системы формирования здорового образа жизни у детей старшей группы это прежде всего, организация развивающей среды, ориентированную на обогащение знаний детей о ЗОЖ, стимулирующую двигательную и познавательную активность. В работе учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Каждый новый день начинался с утренней зарядки, она поднимала всем настроение и заряжала энергией на весь день, создавая хорошее настроение. Практическая работа по формированию ЗОЖ у старших дошкольников показала, что у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, оформляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы. Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты. Таким образом, правильно организовывая развивающую среду, учитывая возрастные особенности детей, систематическая работая по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, привлекая к работе по ЗОЖ родителей, мы способствуем укреплению здоровья детей, формируем представление о здоровье как о ценности, воспитываем полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
|