Воспитание здорового образа жизни среди учащихся начальных классов
Автор(ы): Карасева С.В.
Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.
В последние десятилетия всё чаще и чаще на разных уровнях поднимается вопрос о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье младших школьников.
Проблема сохранения и укрепления здоровья своих детей касается не только семьи, но и учителей. Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. И я, как будущий учитель начальных классов, решила подробнее разобраться в этой проблеме.
Я начала изучать этот вопрос в рамках написания курсовой работы и продолжаю сейчас, в дипломной. Вначале исследования была выдвинута гипотеза. Я предположила, что грамотная организация учителем учебно-воспитательного процесса позволит сохранить здоровье младших школьников.
Для доказательства или опровержения гипотезы, работа была проведена на двух уровнях: теоретическом и практическом.
В теоретической главе были рассмотрены следующие основные аспекты: понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни»; здоровье детей как социальная проблема современного общества.
Что было сделано в практическом плане? 1.Были проанализированы учебные предметы начальной школы с точки зрения их вклада в процесс валеологического воспитания учащихся. 2.Изучены статьи периодической печати (журналы «Здоровье школьника», «Воспитание школьников», «Начальная школа: плюс, минус» «Здоровье школьника» издательства «Первое сентября»). 3.Приняла участие в работе 4-го Московского педагогического марафона учебных предметов с целью самообразования в вопросах здоровьесберегающих технологий. 4.Организовала и провела беседу с учителями начального звена школы. 5.Разработала и провела тематические занятия среди учащихся начальных классов. Раскроем последние два пункта.
В школе № 498 ЦАО города Москвы, где я проходила практику, мною была проведена беседа с целью получения информации о формировании учителями начальных классов положительного отношения к своему здоровью среди младших школьников. Проанализировав полученные ответы, был сделан следующий вывод: каждый учитель заботится о здоровье своих воспитанников, но вкладывает в этот процесс своё видение и понимание проблемы. Другими словами, среди педагогов нет единого подхода к сохранению и укреплению здоровья учащихся. Таким образом, сами учителя имеют разные взгляды на проблему здоровья детей и пути профилактики заболеваний.
Мне было интересно узнать, как сами ученики заботятся о своём здоровье. Среди учащихся была также проведена работа с целью выявления их уровня информированности о том, что такое здоровый образ жизни.
В первом классе я попросила учащихся нарисовать рисунок по данной теме. Дети (общее количество – 20 человек) в своих рисунках отразили следующие составляющие здоровья: спорт, гимнастические снаряды, уроки физкультуры – 50%; природа, прогулки на свежем воздухе – 29%; здоровое питание, фрукты – 23%.
В третьем классе была проведена аналогичная работа. В ней приняло участие 18 человек. Мне было интересно узнать, изменяется ли представление о здоровом образе жизни у детей с возрастом? Вот как ученики третьего класса представляют себе, что такое здоровье: •спорт, гимнастические снаряды, уроки физкультуры – 90% •гигиена человека – 25% •здоровое питание, фрукты – 25% •природа, прогулки на свежем воздухе. Какой вывод можно сделать? По итогам проведённой работы, я увидела, что ребята хорошо информированы в вопросах и проблемах здоровья, большое значение придают урокам физкультуры и спорта. А понимание этого уже играет большую роль в формировании здорового образа жизни среди учащихся младших классов школы.
На сегодняшний день необходима система проведения занятий по данной проблеме. Разработка целого курса валеологического воспитания, безусловно, помог бы нашим воспитанникам ещё больше осознать, насколько важно беречь своё здоровье с самого детства.
Итак, каковы общие выводы исследования? 1.Каждый учебный предмет содержит в себе элементы валеологического воспитания. 2.Существуют трудности реализации данного вида воспитания в учебно-воспитательном процессе. 3.Учащиеся достаточно хорошо информированы в этом вопросе. 4.Актуальность проблемы подтверждается статьями и разработками занятий, которые в последнее время всё чаще и чаще появляются на страницах периодической печати и методической литературы.
|