«Здоровый дошкольник: роль семьи и воспитателя в оздоровлении ребенка» |
Здоровье | |||
Автор: Дёмина Дарья Сергеевна | |||
11.03.2019 18:20 | |||
«Здоровый дошкольник: роль семьи и воспитателя в оздоровлении ребенка» Публичная лекция Дёмина Д.С. 1 слайд По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым "критическим" периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование нервной высшей деятельности. 2 слайд Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов.
3 слайд В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед воспитателем, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов". 4 слайд (схема) Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей компетенций по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. 5 слайд В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей. Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но почти никто не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности. 6 слайд Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы, надо особое внимание уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма. 7 слайд Совместную работу с семьей необходимо строить на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику. Очень важно, чтобы требования, предъявляемые ребенку в условиях общественного воспитания и семьи, были едиными, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении он получал все необходимое для полноценного физического и психического развития. 8 слайд Исходя из опыта работы, могу сказать следующее, что работа по формированию здорового дошкольника включает в себя:
- Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима. - Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в д/саду. - Обучение приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания) в рамках Родительского университета и работы кафедры «Здоровья». - Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в д/саду. - Различные консультации психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию. - Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги, "недели открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих процедур. - Совместные физкультурные досуги, праздники, «дни самоуправления». - Анкетирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка. 9 слайд Воспитателю и родителям нужно находить время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и детском саду. Источником информации по вопросу здоровья детей для родителей служат прежде всего встречи с воспитателем, а также размещение публикаций информативного характера, на сайте детского сада, в газете «Радужное детство», в группах и холлах детского сада. 10 слайд Повышение педагогической культуры родителей — одна из важнейших задач ДОУ, которая решается на основе доверительно-делового общения воспитателя с родителями. Так как инициаторами установления сотрудничества в большинстве случаев являются педагоги дошкольного образовательного учреждения, они должны быть профессионально подготовлены не только в области организации образовательной работы с детьми, но и уметь решать вопросы, связанные с созданием единого воспитательно-образовательного пространства в детском саду и семье. Для установления педагогами контактов с родителями им необходимы знания о роли семьи в воспитании ребенка и специфики семейного воспитания, методах изучения семьи, формах организации работы с родителями, методах активизации родителей и умения применять эти знания на практике. Выстраивание взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества — процесс достаточно сложный. Важно отметить, что сотрудничество родителей и педагогического коллектива дошкольного учреждения следует рассматривать не с точки зрения его влияния на выработку у ребенка тех или иных навыков поведения, а как процесс взаимного влияния на личность ребенка в целом. Поэтому взаимодействие педагогов и родителей воспитанников можно рассматривать как один из необходимых компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания. 11 слайд Таким образом, можно отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе формирования здорового ребенка. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании. Список использованной литературы
О.Б. Казина, «Веселая физкультура для детей и их родителей», М.: Мозаика-Синтез, 2005. 5. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва ТЦ Сфера, 2004 6. М.Н. Кузнецова. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. Санкт-Петербург, 2010 7. В.Н. Лучихина. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Набережные Челны, 2003 8. В.П. Спирина. Закаливание детей. Москва, 2010 9. Л.Ф. Тихомирова. Уроки здоровья. Ярославль Академия развития, 2003 10. Т.А. Шорыгина. Беседа о здоровье. Творческий центр г.Москва, 2008
|