ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА |
Здоровье | |||
Автор: Рыбачевская Ольга Евгеньевна, Сухачева Наталья Владимировна | |||
18.01.2019 17:37 | |||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
МБДОУ «Детский сад № 48 «Золотая рыбка», РФ, г. Норильск Богатство нации — это, прежде всего здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас не радуют. Кроме влияния социально-экономических проблем, это результат низкой гигиенической культуры и распространения вредных привычек, провоцирующих заболевания. Известно, что здоровье человека формируется с детства. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. Дошкольное детство — период интенсивного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влиянием природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.
«Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления» — одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. И это не случайно, так как на современном этапе развития выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в том числе и в Норильске. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют: ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое и метало-звуковое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая тяжелая музыка и т.д), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения. Исходя из этого, возникла необходимость разработки системы оздоровления детей с учетом региональных климатогеографических особенностей. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Появились программы по формированию здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, проводятся беседы с родителями и детьми. В группе организуется образовательная деятельность, проходят оздоровительные досуги и спортивные развлечения, подвижные игры, дни здоровья, но проблема по-прежнему остается актуальной. Цель нашей работы – в сотрудничестве с семьей воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Но для этого необходимо формировать у детей мотивы, лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни: чтобы что-то делать, надо это знать, нужно подчиняться тем требованиям, которые выработало наше общество; я должен получить удовольствие от самосовершенствования. Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а необходимо развить у них желание быть здоровыми. Мы стараемся выработать у детей охранные стереотипы, закрепленные через полученное удовольствие: «Я знаю, где и как надо переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие». Только такого рода детские рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу его здоровью. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь формировали у родителей. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Таким образом, совместную работу с семьей строим на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
Работу с родителями условно разделили на два этапа. Первый этап включает анализ: потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры, заполнение карт диагностики семьи. Используем общепринятые методы – анкетирование, беседа. Данная работа очень важна для налаживания контактов и определения индивидуального подхода к ребенку характер эмоциональных отношений в семье. Какой образ жизни ведет семья? Как планировать работу с семьями воспитанников, если в них присутствуют аморальные проявления — алкоголизм, наркомания? Как помочь в этом случае детям? Для нас подобные данные могут объяснить те или иные проблемы в развитии детей. Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой – все это в совокупности служит основой поступательного развития Обобщение материалов исследования по данным анкетного опроса родителей позволило оценить соблюдение режима дня и качество проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Второй этап – привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых. На стадии дальнейших контактов и связи между родителями и педагогами ДОУ разрабатываются и организовываются: педагогические консультации, беседы, советы, рекомендации – запланированные и внеплановые (по текущему социальному заказу родителей): устные, печатные; родительские собрания и конференции, родительские советы, семинары, тренинги, круглый стол (с привлечением специалистов); динамичная информация (рубрики в уголке для родителей): «Растим детей здоровыми», «Узелки на память», «Советы Айболита»; досуговые мероприятия, НОД, режимные моменты – показ для родителей; практикумы: ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (ЛФК, дыхательной гимнастике, разнообразным видам закаливания). Большое значение в формирование здоровья ребенка, имеет организация пространства группы. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны. Думается, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого. Более того вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы, мы особое внимание будем уделять постоянному совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий. Только преобразив себя, мы сможем преобразить окружающий мир, в том числе и детей. Только преобразив души родителей, перевернув в их понимании понятие о ценности здорового ребенка — проблемы здоровья и его сохранения станут насущной проблемой не образования, а самой семьи.
|