Конспект музыкальной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» |
Здоровье | |||
Автор: Ускова Галина Николаевна Красун Надежда Алексеевна | |||
24.12.2018 15:24 | |||
Конспект музыкальной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» Разработчики:
МБДОУ детский сад № 20 «Земляничка» г. Кстово, Нижегородской области Цель: Сохранить и укрепить здоровье детей посредством музыкально–ритмической и речевой активности. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Здоровьесберегабщие:
Материал и оборудование: Синтезатор, телевизор, экран с проектором. Осенние листочки со смайликами, осенние веточки (по 2 на каждого) для импровизированного танца. Музыкальные инструменты для речевой игры, дерево, «полянка» на листе ватмана, карточки (клубнички, листочки, цветочки). Предварительная работа: Слушание музыкальных произведений осенней тематики, разучивание песни М.Еремеевой «Осень милая шурши!» Использование на музыкальных занятиях пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, валеологических распевок, дыхательных упражнений, речевых игр. Ход занятия: Дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель. Муз. рук. Проходите в зал друзья, вас очень рада видеть я! Здравствуйте! Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? (Ответы детей) Правильно, все воспитанные люди при встрече друг другу говорят… «Здравствуйте». Сегодня к нам в детский сад пришли гости и так как мы с вами воспитанные люди, то мы должны поздороваться. (дети здороваются). Ребята, как вы думаете почему люди здороваются? (ответы детей). Мы с вами не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья. Русская народная пословица говорит: «Здороваться не будешь — здоровья не получишь». А вы хотите быть здоровыми? Тогда мы пожелаем здоровья друг другу в музыкальной игре «Здравствуй, милый друг!» Коммуникативная игра «Здравствуй милый друг!» (Куркиной) Воспитатель: Приглашаю всех ребята на прогулку в лес пойти, Интересней приключения вам ребята не найти! и посмотреть как там красиво? Хотите? Дети: – Хотим! Воспитатель: – Значит, будем собираться! Повторяйте за мной слова и движения: Динамическая разминка «В лес» Солнечным осенним днем Мы с друзьями в лес идем. Мы с собой несем корзинки, Вот хорошая тропинка. (Ходьба на месте.) Выросли деревья в поле, Хорошо расти на воле. (Руки в стороны.) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Руки вверх.) Вот подул веселый ветер. Закачались тут же ветки. (Взмахи руками.) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед.) Вправо – влево, взад – вперед, Так деревья ветер гнет. (Наклоны в стороны.) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.) По тропинке дооооолго шли (шагают) В лес осенний мы пришли. Листики дубовые, листики кленовые Ах, какая красота! Осень, как ты хороша! (разводят руки справа, слева) Воспитатель. Вот мы и в лесу вы чувствуете, как пахнет осенний лес? Давайте погуляем немножко и подышим осенним воздухом. Аромотерапия. (дети спокойно гуляют и дышат под «Осеннюю песню» А.Александровой, вдыхая аромат хвои) М.р. Ребята, пока мы с вами шли на полянку шаловливый ветерок и пропел вот такую песенку [ш-ш-ш] (дыхательное упражнение «Песенка ветерка»). М.Р. Набираем через нос воздух и через рот выдыхаем со звуком [ш-ш-ш]. А теперь сильный ветер пропел громкую песенку [ш-ш-ш] (громко), а теперь тихую песенку. То громкую, то – тихую, то громкую, то – тихую. А теперь пропоет громкую песенку Саша, Маша, Наташа, тихую – Сереже, Саша, Глаша. Воспитатель: – Молодцы! Красивые песенки получились! Улетел ветерок, оставил нам осенние листочки со смайликами. Эти листочки веселые, а эти грустные (показывает). Возьмите по одному листочку с каждым настроением. Они нам помогут определить настроение музыки, которую сейчас мы будем слушать. Располагайтесь на осеннем ковре. Музыкотерапия. Звучит в записи отрывок пьесы «Октябрь» П.И. Чайковского М.р. Ребята, понравилась вам музыка? Дети: Да, очень понравилась, красивая музыка. М.р: Да, музыка задумчивая и немного грустная, как будто природа жалеет об ушедшем лете, она светлая и напевная, как будто говорит о том, что ещё будут тёплые и хорошие осенние деньки. Давайте с помощью карточек определим настроение музыки. М. р: Почему вы выбрали грустный листочек? Дети: Потому что музыка спокойная, тихая, медленная, грустная, печальная и т. д. М. р: Ребята, какие бы вы взяли краски, если бы рисовали эту музыку? Дети: Серый, черный, фиолетовый, синий. М. р: Да, дети, я с вами согласна. Я бы тоже выбрала такие цвета. Это красивое произведение, которое мы слушали только что, называется «Октябрь», и сочинил его великий русский композитор П. И. Чайковский. (показать портрет) М.р. Мы, ребята, много с вами про осень песен знаем. Я вам наиграю знакомую мелодию, а вы постарайтесь угадать. (дети отгадывают песню по мелодии). Воспитатель: Но чтобы её хорошо спеть, нужно приготовить свой язычок, и сделать для него зарядку. Артикуляционная гимнастика. Язычок хотел гулять (рот закрыт губы вместе) Стал он выход искать. Раз-щека. Два — щека. (язык упирается в щеку справа. слева) Не найдёт он дверь пока. Стал он бегать вокруг губ. (круговые вращения вокруг губ) Не найдёт двери и тут. Стал сквозь губки выбегать (высовывают и прячут язык) А мы его кусать, кусать. (покусывают) Ох. устал наш язычок, и улёгся на бочок. (язык боком) Трубочкой свернулся. (свернуть трубочкой) И на спинке растянулся. (расслабить на нижней губе) Язычок мы разбудили. Муз. рук.:. А сейчас, ребята, давайте разбудим голосок! Самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е.Плахова) Похлопаем немножко… (хлопки в ладоши) И разотрем ладошки… (трут ладоши друг об друга) А теперь еще сильней, Чтобы стало горячей! (трут ладоши более быстро и интенсивно) Снизу вверх…сверху вниз… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее) Голосочек наш, проснись! (хлопают в ладоши) Сверху вниз…снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее) В пении нас ждет успех! (хлопают в ладоши) Муз. рук.: Голосок проснулся, теперь надо его разогреть. Распевание: Попевка «Листик клёна пожелтел, листик клёна полетел прямо на дорожку прямо нам под ножки». М.р. Вот мы и подготовили свой голосок для песенки давайте споем ее ласково, протяжно, напевно. Песня «Осень, милая, шурши!» муз. М. Еремеевой М.р. Молодцы ребята, мне понравилась ваше исполнение (как вы спели). М. р: Но мне кажется мы с вами засиделись и немножко замерзли. Осенью ветерок такой сильный и холодный, что легко можно простудиться. Воспитатель: Ребята, а что же нужно делать для того, чтобы не болеть в холодную осеннюю погоду? Дети: Нужно есть витамины, делать зарядку, укреплять здоровье, тепло одеваться, закаляться. Воспитатель: Вставайте скорее в маленький круг друг за другом, и я вам предлагаю сделать друг другу целебный, разогревающий массаж. Массажный комплекс «Осень» Дождь, дождь! Нужно нам Ладошками стучат друг другу по спинкам. Оставаться по домам. Гром, гром! Как из пушки – Кулачками стучат друг другу по спинкам. Нынче праздник у лягушек. Град, град! Сыплет град – Пальчиками стучат друг другу по спинкам. Все под крышами стоят. Только кот мой Тимофей Ладонями гладят друг друга по спинкам. Ловит рыбок, карасей. М. р: В лес осенний мы попали, Красоту все увидали. От осенней красоты Ноги танцевать пошли. Муз. рук. Ребята, возьмите по две кленовых веточки. Сейчас будет звучать музыка разная по характеру. А вы постарайтесь выразить свои чувства через танцевальные движения. (звучит музыка веселая – движения энергичные, музыка спокойная, – движения плавные, музыка колючая, дождливая – движения резкие, в-ль может предложить собраться в кружок и спрятаться под крылом воспитателя. В ходе импровизации воспитатель отпускает реплики и вместе с детьми импровизирует). «Танец — импровизация с листочками» Муз. рук. Ребята, вы замечательно через танец передали характер музыки. Вы проявили творчество, выдумку и фантазию. Вы знаете, ребята, сейчас на улице темнеет рано, и темными, длинными вечерами можно рассказывать добрые музыкальные сказки. Ребята, хотите помузицировать? (ДА) Речевая игра «Осенняя сказка» (с музыкальными инструментами) Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию музыкального руководителя. Тихо бродит по дорожке (шуршат цветочной сеткой) Осень в золотой одежке. Где листочком зашуршит, (целлофановые пакеты). Где дождинкой зазвенит. (Колокольчик) Раздается громкий стук: (Деревянные палочки). Это дятел – тук да тук! Дятел делает дупло – Белке будет там тепло. Ветерок вдруг налетел, (киндеры с крупой) По деревьям пошумел, Громче завывает, (коробочки с крупой). Тучки собирает. Дождик – динь, дождик – дон! (Металлофоны треугольники). Капель звонкий перезвон. Все звенит, стучит, поет – (Все инструменты вместе) Осень яркая идет! М.р. Замечательную сказку вы показали. Муз. рук.: Вам понравилась наша прогулка? А что вам запомнилось? Что мы делали на лесной полянке? Ребята, я вам предлагаю украсить дерево листочками с таким настроением, которое у вас осталось после прогулки. (дети берут листики со смайликами и прикрепляют к дереву. Можно увидеть понравилось или нет детям на занятии). Куда же нам отправиться в следующий раз? (примерные ответы детей – в зимний лес, в театр, в зоопарк, в деревню к бабушке и др.) М.р. Теперь нам с вами пора прощаться, из леса осеннего возвращаться. Ветерок нас покружи в детский сад опять верни. Раз, два, три. (Дети кружатся на месте) Улыбкотерапия. Вот мы в детском саду, давайте на прощание подарим свои улыбки друг другу: «Лучик солнца скорее возьмём, (руки вытягивают вверх) И к себе его крепче прижмём, (ладони к груди) Всем подарим, улыбнёмся, (руки разводят) И в свою группу вернёмся» Муз. рук. Ребята, давайте попрощаемся с гостями, а вам пора возвращаться в группу. (дети прощаются под песню «Прощание» и уходят в группу)
|