Проект: «Здоровое детство» |
Здоровье | |||
Автор: Холопова О. И. | |||
13.01.2017 02:36 | |||
Проект: «Здоровое детство» «В здоровом теле – здоровый дух» Холопова О.И. Инструктор по физкультуре МБДУ д/c «Аленка» Республика Хакасия, г.Черногорск Актуальность Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет, что здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Таким образом, на 50% мы педагоги и родители можем и должны повлиять. Неблагоприятные эколого-климатические условия в Хакасии приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. Большую часть времени дети проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста (О. О. Филлипова). Концептуальность Концептуальные основы физического развития и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), отражающие в современной педагогической науке и практике представлены в теории: А.В. Запорожца «О самоценности дошкольного периода в жизни ребенка», Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева «О деятельностном подходе к развитию ребенка»; в работах: Е. А. Медведевой, к. пед. н., доцент, автор учебных пособий и программ по арттерапии. Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей рассматривается как одно из приоритетных направлений в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», где ключевое направление – это здоровье дошкольников, именно в дошкольный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. И многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в детском саду значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Инновационная направленность: В нашем детском саду мы ведём поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, оздоровления дошкольников в преемственности семьи и детского сада. Цель проекта: разработка технологии взаимодействия образовательного учреждения и семьи в процессе формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Этапы проекта 2015-2017гг.: 1. Информационно-аналитический этап. Цель: Получение информации о положении дел в ДОУ и её анализ. 2. Подготовительный этап. а) прогностический – разработка плана; б) организационный – создание условий для проектной деятельности. Цель: Определение основных направлений проектной деятельности ДОУ. 3. Деятельностный этап. Цель: Реализация плана проектной деятельности. Сравнение результатов проекта с ожидаемыми. Внесение корректировок в образовательный процесс. 4. Обобщающий этап. Цель: Закрепление позитивных результатов, определение дальнейших перспектив развития ДОУ. Систематическое целенаправленное изучение передовых достижений в области педагогики и психологии для эффективного использования новых современных физкультурно-оздоровительных программ и технологий, способствовало разработке 6 основных направлений по оздоровлению и формированию здорового образа жизни детей «Комплексоздоровительной работы»: Ожидаемые результаты: 1) Снижение уровня заболеваемости, устойчивость детского организма к изменениям внешней среды. 2) Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей. 3) Приобретённый опыт позволит ребёнку избежать несчастных случаев. Рост профессионального мастерства педагогов. 4) Обогащение знаний родителей по формированию здорового образа жизни. 5) Создание оздоровительной программы развития «Подари здоровье детям!». Технологии, средства и методы оздоровления детей: При отборе технологий руководствовались принципом «Не навреди!» I Лечебно- профилактическая работа:
Закаливающие процедуры, разрабатываются с учётом принципов:
II Физкультурно-оздоровительная работа
Слойность детской одежды соответственно температуры воздуха и температуры в помещении. Нововведения:
III Психолого-педагогическое сопровождение Методы Приёмы
Нововведения
Кампанология Активная реализация психолого-педагогического направления педагогом-психологом в сенсорной комнате и воспитателями в условиях групп позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку по оздоровлению и формирует у них здоровой образ жизни (ЗОЖ). Это гармонизирует физическое развитие детей, стимулирует их самореализацию и формирует психо — эмоциональное благополучие. В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического, социального. YI «Уроки здоровья» Серия занятий «Познай себя». Предлагаемые занятия по формированию представлений о себе и здоровом образе жизни у старших дошкольников – это небольшой курс человековедения. Занятия позволяют детям в игровой форме познакомиться со своим организмом, его возможностями и почувствовать себя действительно удивительной личностью. Особое внимание уделено формированию у детей представления о правильном питании, здоровом образе жизни, формирование своего «Я», воспитанию маленького человека Человеком. Y Оздоровительно – развивающая программа «Са- Фи- Дансе» Дети хорошо ориентируются в музыкальном зале при проведении музыкально-подвижных игр. Ритмично выполняют специальные упражнения для согласования движений с музыкой, умеют исполнять общеразвивающие, имитационные, танцевальные движения. YI Сотрудничество с современной семьёй
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам оздоровления детей и формирования здорового образа жизни в семьях воспитанников способствуетактивности родителей в жизнедеятельности ДОУ. Медико-педагогический контроль:
Учебная нагрузка соответственно СанПиН 2.4. 1. 3049-13. Технологичность Эта система возможна для внедрения в другие дошкольные образовательные учреждения. В результате проектной деятельности, наблюдается положительная динамика по всем 6 направлениям, что способствует снижению заболеваемости, приросту основных физических качеств и сформированности навыков здорового образа жизни у детей. Наблюдается профессиональный рост и активность педагогов. Результат сближения медицинских работников, педагогов и тесное взаимодействие с родителями, взаимное сотрудничество, выработка стратегии действий.
|