«Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста». |
Здоровье | |||
Автор: Ибрагимова С. З. | |||
15.12.2017 22:35 | |||
«Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста». Ибрагимова С.З. МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка» Проблема развития этнотолерантности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта позволяют учитывать этнокультурную ситуацию развития детей дошкольного возраста. Региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, предполагают воспитание и развитие качеств личности на основе принципов этнотолерантности. В решении задач развития этнотолерантности особая роль отводится дошкольному образованию. Период дошкольного детства сензитивен для развития личности ребенка. Дошкольные образовательные учреждения обладают огромным развивающим потенциалом, однако педагогическая практика свидетельствует о том, что дошкольные образовательные учреждения недостаточно готовы к развитию этнотолерантности у дошкольников.
Цель исследования: выявить и обосновать процесс проектирования образовательной среды и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность как средства развития этнотолерантности у детей дошкольного возраста. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Этнотолерантность детей дошкольного возраста, рассматривается нами как интегративное качество личности, обусловливающее желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социальной принадлежности; способность к восприятию многообразия мира. «Проектирование образовательной среды» это целенаправленная деятельность по созданию проекта взаимосвязи условий и влияний участников педагогического процесса, развивающей предметно пространственной среды ДОУ и определения механизмов реализации педагогической технологии развития этнотолерантности детей дошкольного возраста. Исследование исходного уровня развития этнотолерантности у старших дошкольников осуществлялся комплексом методов исследования: беседы, экспериментальные ситуации, наблюдение за игровой деятельностью дошкольников. С целью изучения отношения взрослых (воспитателей и родителей) к развитию этнотолерантности у детей, проводилось анкетирование (адаптированная и дополненная методика Е.И. Николаевой, СТ. Куделькиной, Н. Рейнер, К. Реницан, К. Маркиной) Проведенное исследование уровня развития этнотолерантности у дошкольников свидетельствует о необходимости проведения специальной работы в условиях образовательного учреждения. У дошкольников наблюдается отсутствие знаний о национальном составе человеческого сообщества, о мноогообразии культур разных народов. Не опираются на знания своей этнической культуры, а также культуры других этнических групп. Не проявляют эмпатию к культуре и истории разных этносов, но действуют позитивно к представителям других этносов. На основании полученных данных был разработан и апробирован проект образовательной среды. Алгоритм проектирования образовательной среды развития этнотолерантности детей дошкольного возраста в ДОУ складывается из: социального заказа; уровня дифференциации детей в ДОУ; конструирования компонентов образовательной среды в ДОУ; определения механизмов реализации технологии развития этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста; анализа эффективности образовательных услуг. Образовательная среда развития этнотолерантности дошкольников в ДОУ состоит из:
Одним из компонентов образовательной среды является педагогическая технология развития этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста. Нами была составлена педагогическая технология, которая строилась с учетом образовательной программы и ФГОС. Содержательный модуль технологии представлен тремя блоками: I блок – « «Кто Я?»; II блок — «Я — мы – Россия». III блок – «Земля — планета людей». Учитывая то, что в группу входят дети разных национальностей, для отбора содержания знаний о них был использован принцип контраста. Были выделены части света Север и Юг. Подобный подход позволил показать существующие принципиальные сходства и различия между людьми разных рас и национальностей. Для ознакомления с людьми разных национальностей и рас были выделены следующие компоненты: внешний вид людей, их нравственные качества; жилище, труд, быт; природа. Образовательный процесс строился так, чтобы при реализации разных видов деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор. Анализ экспериментальных ситуаций позволил обнаружить у большинства детей наличие выраженного, осознанного интереса к национальному. Представления детей приобрели углубленный характер, обогатился этнический образ в высказываниях детей. На заключительном этапе опытно-поисковой работы осуществлено изучение результативности. Для этого проведен сравнительный качественно-количественный анализ исходного и контрольного срезов, отражающих общую динамику развития этнотолерантности дошкольников. Теоретическое изучение проблемы проектирования образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста и результаты опытно-поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы: 1. Анализ литературы показал, что в ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает развитие его этнотолерантности. Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом государства. В «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» определены задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которые направлены на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Актуальность изучения развития этнотолерантности в дошкольном возрасте обусловлена тем, что именно в этот жизненный период человек присваивает социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к нравственному отношению к людям, к самому себе, а также усваивает нормы поведения в обществе. 2. Этнотолерантность детей старшего дошкольного возраста рассматривается нами как интегративное качество личности, обусловливающее желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности, способность к восприятию многообразия мира на основе знаний о культурных традициях разных народов; умений и моделей поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. 3. Структуру этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста следует рассматривать как единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и мотивационно- поведенческого: — когнитивный, включающий представления о людях разных национальностей, о традициях, играх людей разных национальностей, проявление желания узнать об этом больше; — эмоциональный, определяет положительное устойчивое проявление этнотолерантного отношения к другим людям; * мотивационно-поведенческий, обеспечивает проявление терпимости доброжелательности, эмпатии, милосердия по отношению к людям разных национальностей и культур. 4. В теории и практике педагогической науки накоплен значительный потенциал знаний о среде как одном из средств воспитания, обучения и развития человека. Под образовательной средой, ориентированной на развитие этнотолерантности детей дошкольного возраста, нами понимается система влияний, условий и возможностей развития этнотолерантности у ребенка дошкольного возраста, которая включает этнокультурное познавательное содержание, эмоциональную и социально-культурную насыщенность предметно-пространственных характеристик и их практическую направленность. Структурными единицами образовательной среды дошкольного учреждения выступают: этнокультурное познавательное содержание, эмоциональная и социально-культурная насыщенность педагогического взаимодействия, предметно-пространственные характеристики и их практическая направленность. 5. На основе средового подхода разработан проект образовательной среды развития этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста, включающий: взаимодействие участников педагогического процесса; предметно-пространственные характеристики; педагогическую технологию развития этнотолерантности у детей. 6. Алгоритм проектирования образовательной среды развития этнотолерантности детей дошкольного возраста в ДОУ складывается из видов деятельности, инвариантных для различных структур образовательного менеджмента: социального заказа; уровня дифференциации детей в ДОУ; конструирования компонентов образовательной среды в ДОУ; определения механизмов реализации технологии развития этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста; анализа эффективности образовательных услуг. 7. Результаты проведенной опытно-поисковой работы показали эффективность проектирования образовательной среды, обеспечивающего развитие этнотолерантности детей дошкольного возраста. В целом в данном исследовании, реализована его цель и решены все поставленные задачи. Использованная литература
|