ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ |
Здоровье | |||
Автор: Дудкина Елена Викторовна Николаева Галина Петровна | |||
23.05.2018 10:43 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ Авторы:
Воспитатель МАДОУ ДС № 53 «Рябинушка» г. Томск Здоровье – одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. И от того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого человека и здоровье общества в целом.
Дети с задержкой психического развития – одна из многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: интеллектуальной, эмоциональной, речевой, двигательной, сенсорной, а так же отсутствуют навыки самообслуживания, культурно – гигиенические, у них нет представления о здоровом образе жизни. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а так же от характера педагогических воздействий. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с детьми и планах воспитательной работы. Эту задачу мы начинаем решать с самых ранних лет жизни ребенка. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы ДОУ на сохранение, формирования и укрепления здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Поэтому в режим дня детей воспитатели органично включают и используют ряд здоровье сберегающих технологий, таких как:
Организационный момент помогает в игровой форме привлечь и положительно настроить на доброжелательное отношение к сверстникам и педагогу, вхождение ребенка в ритм жизни группы. Упражнение «Ладошка»: У друга теплая и нежная ладошка (дети держат друг друга за руки) Поглажу друга по руке немножко (гладят ладошки) Как хорошо, что друг со мною рядом! (хлопают в ладоши) Без друга жить нельзя, (грозят пальцем) Запомнить это надо! (обнимают друг друга) Физминутки, являясь одной из форм активного отдыха во время малоактивной деятельности детей с ОВЗ, повышают умственную работоспособность детей, дарят мышечную радость и развивают эмоции. «Дни недели» В понедельник я купался, (изображают плавание) В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки и бег на месте) Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, внимание, терпение, усидчивость. Дети учатся повторять движения за педагогом. «Матрешки» Мы красавицы матрешки, разноцветные одежки. Раз — Матрена, Два – Малаша, Мила – три, четыре – Маша. Маргарита – это пять, нас нетрудно посчитать (поочередно массируют пальчики). Массаж биологически активных точек (БАТ) — система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подкожные участки тела ребенка. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости. Определенное значение имеет образование биологически активных веществ, стимулирующих адаптационно – трофическую функцию ЦНС. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие движения в направлении кровотока от периферии к центру. В течение дня педагоги проводят с детьми массажи:
Массаж спины «Дождь» Дождь, дождь! Надо нам расходиться по домам (хлопки ладонями по спине) Гром, гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек, (поколачивание кулачками) Град, град, сыплет град! Все под крышами сидят (постукивание пальчиками) Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин (поглаживание ладонями по спине) Гимнастика для глаз заключается в фиксации зрения детей на различных точках и укрепляет мышцы зрительного аппарата, снимает напряжение. Упражнение «Капля»: Капля первая упала – кап! (Имитируют движения сверху вниз) Намочили лица, мы их вытирали (Массируют лицо) Под кусточком посидим. (Присаживаются на корточки) Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту (по методике Л. Стрельниковой, Б. Толкачева и других авторов) «Дом» У медведя лом большой – ой, — ой, — ой! (на выдохе) Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: воспитанники меньше болеют, возрастает посещаемость в группе, расширяется представление о себе и своем организме, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, поддерживается позитивное и эмоциональное состояние. Воспитание ребенка – большая радость и ответственность, большой труд. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям в дальнейшем.
|