«Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» |
Здоровье | |||
Автор: Маркова Елена Сергеевна | |||
30.10.2017 16:06 | |||
«Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Автор: Е. С. Маркова, заведующий МБДОУ «Детский сад №76» г. Нижний Новгород Призыв В.В. Путина «Здоровый ребенок – здоровая нация — здоровое, богатое государство» подтверждает необходимость воспитания здорового и гармонично развитого поколения. Ведь для здорового будущего завтра – это постоянная забота о благополучии детей сегодня. Я считаю, что в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений нашей педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды, без которых невозможен педагогический процесс современного детского сада, направленные на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами, важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», имели не только высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит» — гиподинамию, то есть количество движений, проводимые ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Эти игры являются незаменимым средством развития детей, пополнения ребенком знаний, развития смекалки, ловкости, сноровки, морально – волевых качеств т.е. играют большую роль в всестороннем физическом воспитании, это «лекарство» от гиподинамии. Специфика подвижных игр заключаются в молниеносной, мгновенной ответной реакции дошкольника на сигнал: беги, лови, стой и другие. К сожалению современные дети практически не играют в подвижные игры. Задача педагогов научить детей играть, привить детям интерес и любовь к подвижным играм, научить самостоятельно их использовать. С педагогами МБДОУ «Детский сад №76» проводится целенаправленная работа по повышению профессиональной культуры, по организации двигательной деятельности дошкольников на педагогических советах и семинарах. Открытые просмотры и взаимопосещения, помогают педагогам освоить методы и формы оздоровительной работы с дошкольниками. В работу с детьми педагоги МБДОУ «Детский сад №76» включают разные по содержанию подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) и спортивные (элементы спортивных игр) – баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей, а также игры большой, средней и малой подвижности. Наши педагоги выбирают игры не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, режима дня, времени года, места проведения, интересов детей. Чем дети младше, тем сюжет и правила проще, продолжительность игры – короче, степень нагрузки – меньше, участие взрослого – активнее. Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет малышам большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия. В играх дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, лазанье, бросании, ловле, и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы т.е гармонизует физическое состояние человека. Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивать или уменьшать количество повторений. Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. В МБДОУ «Детский сад №76» реализуется в полном объеме план лечебно — профилактической и оздоровительной работы с детьми. Детский сад активно взаимодействует с медицинским персоналом. Педагогический коллектив серьезно подходит к решению вопросов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей: в системе проводится комплекс закаливающих процедур и физкультурно – оздоровительных мероприятий. Своим опытом работы мы делимся с коллегами на районных методических объединениях, конференциях, семинарах, в интернет сообществах, публикуемся в различных педагогических сборниках.
|