Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Авторы:
- Гнидкина Ирина Анатольевна Воспитатель 1 квалификационной категории
- Круглова Елена Вячеславовна Воспитатель высшей квалификационной категории
АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №106 "Изюминка" u. Тольятти Самарская область
Согласно ФГОС в дошкольном образовании необходимо решить одну из первых задач раздела I пункта 1.6 это — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, здоровьесберегающие технологии являются средством выполнения данной задачи.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. [Терновская С.А., Теплякова Л.А., 2005].
Основными средствами здоровьесберегающих технологий являются:
- Средства двигательной направленности: элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание); физические упражнения; физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
- Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
- Гигиенические факторы (выполнение санитарно–гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.).
В нашем ДОУ применяются разнообразные здоровьесберегающие технологии:
- Обеспечение оптимальных гигиенических условий в группе и создание экологического пространства: освещение, проветривание, озеленение группы (растения с противомикробными свойствами).
- Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые. 3.Глазодвигательные упражнения (вверх – вниз, вправо – влево, вдаль – близко) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.
- Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе и во время прогулок способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности и профилактике гиподинамии.
- В развитии общей и ручной моторики используются комплексы физминуток, которые подбираются к изучаемым на занятии темам и проводятся в игровой форме, что очень привлекает ребят.
- Основные задачи физминутки – это: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
- В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
- Для развития ручной моторики используются самые разные тренажеры: шнуровки; застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры – нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое. (Особенно актуально в младшем дошкольном возрасте).
- Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. В работе с детьми используем комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными), «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
- Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.
- Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала соблюдается определенная последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
- Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения в кроватях помогают детскому организму проснуться, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус.
- Для самостоятельного привлечения детей к использованию здоровьесберегающих технологий в старших и подготовительных группах хорошо использовать пиктограммы с изображением порядка выполнения упражнений и доступного использования необходимого инвентаря в уголке физического воспитания в групповой комнате и на участке в летний период.
Так речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.
Поэтому необходимо создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развить способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [ФГОС раздел I п 1.6 (4) ]. В связи с этим в течение всего учебного года в свою работу мы включаем здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, позволяют привлечь ребенка к здоровому образу жизни, своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у ребенка и в дальнейшем оказывают существенное влияние на качество школьного обучения.
Литература
- Терновская С.А., Теплякова Л.А., «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении», 2005
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. (Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013г. Регистрационный номер30384)
|