Релаксация как прием здоровьесберегающих технологий младших дошкольников |
Здоровье | |||
Автор: Стахеева Людмила Владимировна | |||
15.04.2017 00:05 | |||
Релаксация как прием здоровьесберегающих технологий младших дошкольников Автор: Стахеева Людмила Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» КВ г. Пикалево В МБДОУ № 8 КВ г. Пикалево я работаю в должности воспитателя с 2013г., имею первую квалификационную категорию, получила высшее образование в АОУ ВПО «ЛГУ им. А. С. Пушкина» в 2011 году по специальности: преподаватель дошкольной педагогики и психологии.
Я с июня 2015 г. работаю по теме «Релаксация как метод здоровьесберегающих технологий младших дошкольников» во второй младшей группе «Золотая рыбка». Проблема здоровья с его сохранением в ситуации развития современного общества сегодня представляет особенную актуальность. В образовательную систему понятие «здоровьесберегающие технологии» вошло сегодня достаточно прочно. При этом следует выделить, что «здоровьесберегающая технология» представляет собой систему мер, включающую взаимодействие и взаимосвязь всех компонентов образовательной среды, которые направлены на сохранение здоровья дошкольника на протяжении его развития и обучения. Охрана детского здоровья является приоритетным направлением деятельности современных образовательных учреждений, так как именно здоровье представляет одно из базовых условий успешного личностного развития и роста, являясь также фактором физического и духовного совершенствования личности, обусловливая в дальнейшем успешность жизнедеятельности. В связи с этим одной из важнейших задач современных дошкольных учреждений является создание условий, которые представляют гарант формирования и укрепления здоровья каждого воспитанника. Релаксация является одним из приемов здоровьесберегающих технологий, так как эффективно снимает физические и эмоциональные нагрузки, формируемые большими информационными объемами, учебной и двигательной загруженностью современного ребенка. Этими факторами в совокупности обусловлена актуальность использования релаксации в работе с младшими дошкольниками Релаксация представлена в виде глубокого мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения. Непосредственно формируемым умением расслабляться создаются предпосылки для устранения беспокойства, возбуждения, скованности, восстанавливаются силы, повышается уровень концентрации внимания, увеличивает энергетический запас личности. С этой целью в работе с детьми я начала с июня 2015 года эффективно использовать специально подобранные упражнения и релаксационные паузы на расслабление всего организма и определенных частей тела. Внедрение релаксации, как направления здоровьесберегающих технологий младших дошкольников я провожу в несколько этапов:
В начале своей работы по релаксации с моими детьми (начало июня) я провела первичную диагностику по методике Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. «Выбери нужное лицо» среди своих воспитанников. На следующем этапе деятельности, в конце июня, я подобрала комплекс релаксационных упражнений для работы с детьми данной группы (приложение) и выполняла их в системе на протяжении полугода. В своей деятельности я преследовала цель организации регулярного выполнения упражнений на расслабление для борьбы с возбужденностью, беспокойством детей, с повышением уравновешенности, внимательности, терпеливости, уверенности и бодрости. Комплекс упражнений отражен в виде схемы на рисунке 1. рРисунок 1. Содержание комплекса релаксационных техник и упражнений На следующем этапе деятельности, в конце ноября, я среди своих детей провела мониторинг результатов использования релаксационных техник и упражнений посредством проведения повторной диагностики по методике Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. «Выбери нужное лицо». Для удобства интерпретации результаты исследования личностной тревожности отражены в виде гистограммы на рисунке 2. Рисунок 2.Мониторинг результатов деятельности Таким образом, анализируя результаты исследования, видно, что в моей группе на начало использования приемов релаксации преобладает высокий (29%) и средний (38%) уровень выраженности личностной тревожности детей, в то время как низкий уровень тревожности с гармоничным эмоциональным фоном был выявлен у 33, 3% детей. Хочу заметить, что личностная тревожность у моих воспитанников находила проявление не только в замкнутости и пассивности, а также в гиперактивности, агрессивном поведении детей в играх, плаксивости, подозрительности, неуравновешенности. Когда детки пришли летом из первой во вторую младшую группу, у многих наблюдались именно такие проявления. Также можно наблюдать, что после применения в ходе реализации образовательной и воспитательной деятельности релаксационных приемов и упражнений во второй младшей группе «Золотая рыбка» значительно снизилось проявление у воспитанников личностной тревожности. В ноябре преобладает низкий уровень — 57. 1% и снижение на 15% выраженности высокого (14%) и на 9% среднего (29%) уровня выраженности личностной тревожности. Мне хочется отметить, что применение релаксационных приемов и методов в работе с детьми эффективно при групповой форме работы и гармонизирует не только эмоционально — волевую сферу личности, но и формирует положительную атмосферу в группе, создавая позитивный настрой у всех участников образовательного процесса. Если сравнить состояние детишек в июне и ноябре, то с уверенностью можно сказать, что спустя полгода после перехода из первой младшей группы во вторую, дети стали более раскованными, спокойными, уверенными в себе, менее плаксивыми и тревожными. И, конечно же, я до сих пор использую и буду использовать далее в своей работе релаксацию.
|