Павлова Луиза Николаевна Воспитатель МБДОУ Яншихово-Норвашский детский сад Чувашская республика, Янтиковский район, с.Яншихово-Норваши
Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему здоровыми, сильными, счастливыми, состоявшимися людьми? Этим объясняется поиск педагогами ДОУ наиболее эффективных путей, позволяющих организовывать работу с детьми, ориентируясь на личностный подход, что не представляется реальным без целенаправленной опытно-экспериментальной работы.
Работа в экспериментальном режиме предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Педагог, как правило, пропуская цели и задачи эксперимента через себя, открывает и изобретает что-то свое. Экспериментальная деятельность становится средством развития и помогает привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования. Наше дошкольное учреждение « Теремок» имеет экспериментальную площадку по данному направлению. Площадка позволяет организовать профессиональное объединение педагогов , работающих по углубленному развитию физического воспитания. В дошкольном учреждении существуют группа развития «Здоровье» для детей 3-6 лет. Ключевая роль группы представляется в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой и развитой личности. Своеобразным девизом деятельности нашей группы стали слова сотрудников РАМН. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о влиянии целенаправленного физического воспитания на процесс психомоторного , умственного и эмоционального развития детей, формирование опорно – двигательного аппарата, сердечно -сосудистой и дыхательной систем. Группу «Здоровье » дети посещают на протяжении 2 лет, в течение которых не только развиваются физически, но и развивают свою способность в разных спортивных играх, являясь участниками и обладателем достаточным объемом двигательных умений и навыков. Работа по оздоровлению детей в ДОУ проводится в рамках двигательных, познавательных, музыкальных, кружковых занятий. Мы, педагоги группы руководствуемся задачами: сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка; обеспечение подготовкой дошкольников к успешному обучению к школе – важнейшая задача детского сада . Большое значение имеет предметно-развивающая среда и условия для обогащения разнообразной творческой деятельности детей; формирование базисных основ личности; создание модели взаимодействия детского сада и семьи в физическом развитии детей. Реализация нашего экспериментального проекта проходит в три этапа: организационно-подготовительный); основной ( средняя и старшая группы); заключительный (выпуск детей в школу). Методологической основой всей нашей работы являются положения теории Л,С.Выготского о развитии двигательных способностей ребенка. Подготовительный этап проходит в летнее время, во время поступления детей в группу. Я, как педагог с помощью отработанных диагностических процедур, наблюдений за детьми определяю их интересы, представления, возможности. Составляю и систематизирую перспективный план работы, разрабатываю занятия, подбираю подвижные, игровые и музыкальные упражнения, подготавливаю дидактический, демонстрационный и развивающий материал. Кроме спортивной площадки оснащенной необходимым оборудованием, сделаны велосипедные дорожки, площадка для игр. Создали вместе с сотрудниками спортивный зал для сопровождения занятий, развлечений, досугов и праздников, обогащая развивающую среду. Развивающая среда в группе создана как фактор формирования в растущем человеке полноценной личности, которая включает: внутренний интерьер группы; уголки для развития подвижности, ловкости , смелости для детского развития,физкультурные пособия и материалы. На каждого ребенка заводили индивидуальную карту с физическим развитием. По методике определяю уровень физического развития детей, творческих способностей. Во время подготовительного этапа провожу анкетирование родителей, опрос об их видении пребывания ребенка в группе. Анкеты анализирую с целью выявления уровня грамотности родителей. По результатам анализа разрабатываю план совместной работы, консультации по проведениям подвижных игр, оформляю тематические и образовательные стенды, При необходимости провожу индивидуальные беседы и занятия с родителями. Основной этап проходит во время учебного процесса. Обучение и развитие детей проходит по программе « От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, М. А,Васильевой, Т. С.Комаровой. По мнению Ю. Ф. Змановского основными разделами воспитательно - образовательной работы в ДОУ должны стать : организация рациональной двигательной активности, эффективной системы закаливания, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, оздоровительных режимов. Лишь осуществляя такой комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно - образовательной работы по укреплению физического, психического здоровья детей и их оптимального физического развития, - писал он. Образовательный и воспитательный процесс направляется на развитие подвижности, ловкости , смелости, выносливости. Известно , что ни какой из способов оздоровления не станет панацией от болезней, если применять только его. Лишь в комплексе физкультурные занятия и профилактические процедуры могут дать ощутимый положительный результат. Благодаря всей системе оздоровления в детском саду в течение года и особенно в теплый период значительно сократилось число пропущенных дней по болезни.( в начало года- 10 детей, в конце года-7 детей) На заключительном этапе провожу итоговую диагностику, которая позволяет выявить уровень развития детей. Оформляю карты физического и психомоторного развития. Провожу анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаю выводы о результативности проведенной работы мной, динамике физического развития детей, уровня усвоения ими программы. Также выявляются недостатки, трудности и проблемы в работе. В конце года провожу отчет - досуг, участие в котором принимают дети, и педагоги, и родители (создание сценария, подготовка костюмов, подбор игр и упражнений, оформление физкультурного зала). Многолетний опыт позволяет выделить критерии, определяющие основы физического развития детей. Представленная реализация экспериментальной работы предполагает физическое развитие детей, творческий подход к решению проблемы воспитания в ДОУ» в Яншихово – Норвашском детском саду.
|