«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста» |
Здоровье | |||
Автор: Тихонова Ирина Николаевна | |||
24.03.2016 20:24 | |||
«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Информационная справка. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, заиканием. В связи с этим приходиться изучать различные современные педагогические технологии, направленные на их устранение. Цели:
Задачи:
Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания. Сведения, полезные другим педагогам. Предлагаемая методическая разработка основана на использовании при проведении занятий в логопедической группе парадоксальной дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой. Ценность этой гимнастики в том, что её могут выполнять люди различного возраста с разным уровнем здоровья. Она помогает организму самостоятельно, без помощи лекарств, справиться с различными недугами. Я решила углублённо работать над постановкой речевого дыхания. Считаю это необходимым условием формирования правильной речи ребёнка. Как показывает опыт, различные нарушения речевого развития часто возникают на фоне ослабленного детского здоровья. Поэтому последние годы среди логопедов получили широкое распространение здоровьесберегающие педагогические технологии. Нарушение речевого дыхания специалисты наблюдают практически во всех случаях речевой патологии. Не только у детей с дизартрией, но и у тех, у кого заикание, алалия, т.д. Дело даже не в нарушении речевого дыхания, а вегонесформированности. Необходимо понимать, что физиологическое дыхание и речевое дыхание — не одно и то же. Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема. В процессе речи преобладает ротовой тип дыхания. Для него характерно максимальное расхождением голосовых складок на вдохе и сближение их почти до соприкосновения на выдохе. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Речевое дыхание начинает формироваться у малыша вместе с развитием речи. То есть, с момента «гуления», лепета и заканчивается, обычно, к десяти годам. Но это у здоровых детей. В нашем случае все сложнее. Мы не можем полагаться на естественное развитие у ребенка речевого дыхания. Нам нужна специальная методика, с помощью которой возможно было бы обучить ребенка правильному дыханию. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха, накопленного легкими при вдохе, нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. В ходе своей работы я обратилась к парадоксальной дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой. Почему именно к ней? Потому, что в упражнениях, предлагаемых Стрельниковой, активно включаются в работу все части тела: руки, ноги, голова, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс — и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе). В результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Так уж мы устроены. Стрельникова придумала, как с помощью своей гимнастики тренировать дыхательную мускулатуру, восстанавливать нарушенное носовое дыхание. Этот вид гимнастики помимо всего
Вот почему я и решила использовать её на своих занятиях. На начальных этапах работы с детьми по дыхательной гимнастике мною отмечалось, что многие из них не делают шумного вдоха. Они лишь имитируют его поднятием плеч, производят «гримасы» носом. Вывод: надо было просто научить детей шумно дышать. При повороте головы дети поворачивали всё тело одновременно, что тоже не желательно. Трудно было поначалу совместить движение и дыхание. Отрабатывалось по очереди. Стала дозировать нагрузку при проведении подготовительных упражнений. Уменьшила их ровно в 2 раза: 16 вдохов, затем 3 секунды отдыха и ещё 16 вдохов. Повторяла детям следующие правила: думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох.
Счет в дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой — только на 8, считать мысленно, не вслух (счёт не произносила, а делала упражнения вместе с детьми). Упражнения можно делать стоя, сидя. Упражнение Ладошки Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" — "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды — пауза; Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. Помните! Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот. Норма: "прошмыгайте" носом 12 раза по 4 вдоха. Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа. Упражнение «Погончики» Исходное положение: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются ви. п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8. вдохов-движений. Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Насос» Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка — о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение "Насос" очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени. Упражнение «Кошка» Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии. Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Обними плечи» Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Большой маятник» Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох "с пола" — вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох! Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение "Большой маятник" можно делать также сидя. Упражнение «Повороты головой» Исходное положение: — станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо — сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево — "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть! Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот. Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Ушки» Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение напоминает "китайского болванчика"). Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение Маятник головой Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) — резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) — тоже вдох. Вниз-вверх, вдох "с пола" — вдох "с потолка". Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо, в крайнем случае — тоже через нос). Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений. Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника не делайте резких движений головой в упражнениях "Повороты головы", "Ушки" и "Маятник головой". Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно "шмыгайте" носом. Делайте эти упражнения сидя, а "Повороты головы" и "Ушки" можно даже лежа. На развитие речевого дыхания ежедневно проводила: Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна. Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия — 5 минут. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке — 5 минут. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия — 5 минут. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях. Психологические тренинги. Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах. При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием. Особенно чувствителен к недостатку кислорода детский организм — отсюда кислородное голодание, снижение аппетита, нарушение обмена веществ. И в результате — общие тяжелые расстройства здоровья и физического развития. Тренируя резкий, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. В результате двухнедельной тренировки вырабатывается новый динамический стереотип. И наконец, для полноценного дыхания важное значение имеет хорошее развитие трапециевидной, большой и малой грудных мышц, мышц шеи и другой добавочной мускулатуры, принимающей участие в акте дыхания, а значит и речевой деятельности. Cвою работу буду продолжать и в будущем, так как гимнастика Стрельниковой имеет огромное значение по охране здоровья детей. Литература
|