Практическое пособие «Каникулы Здоровья» |
Здоровье | |||
Автор: Коротя Анна Леонидовна | |||
28.11.2015 00:13 | |||
Практическое пособие «Каникулы Здоровья» Автор: Коротя А.Л., инструктор по физической культуре первой квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 2008 г. Пояснительная записка. Сегодня все понимают, что без физической культуры полноценное здоровье невозможно, и тем не менее, многие люди двигательно инертны: человек знает, что нужно гулять на свежем воздухе, делать зарядку, но находит невероятное количество причин для оправдания своей пассивности. Так происходит потому, что в детстве их не приобщили к движению, не дали почувствовать радость от него, ощутить возможности своего организма.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из первостепенных задач дошкольных образовательных учреждений. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели. Поэтому нами разработано практическое пособие, рассчитанное на детей в возрасте от 3 до 7 лет, и направлено на их оздоровление в детском саду. Пособие написано и систематизировано с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, а также исходя из разного уровня их психического развития. Цель – помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Задачи:
Работа по укреплению здоровья строится в следующих направлениях:
- снижение уровня функциональной напряженности детей. В практическое пособие входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. При этом содержание, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психологического и личностного роста детей. Примерные мероприятия:
С целью реализации главных идей курса основное внимание уделено сохранению естественности психического развития ребенка, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности. «Каникулы здоровья» не похожи друг на друга, проводятся по сезонам. Мы стараемся сделать их оригинальными и содержательными, т.к. убеждены, что такие мероприятия приобщают детей, педагогов, родителей к движению и формированию здорового образа жизни. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Принцип целостности, комплексности педагогических процессов вы-ражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания пред-полагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима. Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок. Принцип успешности заключается в том, что на этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить. Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы. Принцип природосообразности предполагает его воспитание сообразно природе ребенка, означает отношение к ребенку как к части природы. Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Принцип непрерывности оздоровительного воспитания включает в себя постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности. Используемое нестандартное оборудование. Важным средством физического и интеллектуального развития детей является богатая и разнообразная предметная среда. В рамках ДОУ можно использовать нестандартное оборудование, объединяющее физкультуру с игрой, которое способствует созданию условий для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Варианты нестандартного оборудования: 1. «Мягкие мишени» Поролоновые квадраты (20x20 см) обтягиваются тканью, в центре приши-вается мишень, в одном из уголков пришита петелька (для нанизывания на ве-ревку). Веревка, на которой находится мишень, натягивается через весь спорт-зал. Дети фронтальным способом могут выполнять метание в цель. 2. Дорожки Изготавливаются из линолеума, клеенки, плотного картона, ткани, поролона. Способствуют развитию всех видов основных движений, равновесию, профилактике плоскостопия, внимания. Знакомят со свойствами предметов и со словами, обозначающими их. 3. «Разноцветные канатики» Канатики делают из разноцветных пластмассовых пробок, которые нанизываются на леску. Они могут быть разной длины от 50 см до-3 м. Можно использовать для перешагивания, перепрыгивания, ползания между канатиками, перебрасывания предметов через канат, натянутый на стойки. 4. Круги и квадраты Вырезаются из плотного картона, середина вырезается на расстоянии 5 см от края. Раскрашиваются в разные цвета. Диаметр круга 40—50см, сторона квадрата 40—50 см. Можно использовать для упражнений в прыжках (прыгать вокруг квадрата, круга, — впрыгивать и выпрыгивать в круг, квадрат), в подвиж-ных играх (домики круглые, квадратные, вагончики круглые, квадратные и т. п.), в беге вокруг предметов. 5. «Поднимающиеся шары» К одному концу шнура прикреплен пластмассовый шарик, а к другому -палочка для наматывания шнура. Игра заключается в том, что ребенок, стоя неподвижно (очерчена линия), перебирает руками палочку, шнур наматывается на нее, и за счет этого шарик поднимается. 6. «Гамачок» Игра вдвоем. Взмахом рук, держащих гамачок за палочки, он поднимается, и шарик забрасывается в отверстие на стороне противника. Попавший получает выигрышное очко. Игра способствует развитию глазомера, ловкости, внимания. 7. «Браслеты» Пластмассовые браслеты пришиты к основе. К каждому имеется привязанный на веревочке шарик. Пальцами ног надо положить шарив в середину браслета. В игре развивается мелкая моторика, профилактика плоскостопия. 8. «Ворота для настоящего футболиста» Футбольные ворота с отверстиями диаметром 20 см в левом верхнем и правом нижнем углу. В них надо попасть мячом. Упражнение тренирует меткость. 9. «Сюжетные коврики» Предназначены для игр с малым мячом. Изготавливаются из туристических ковриков с нанесением на них сюжетного рисунка. Развивают мелкую моторику. 10. Коврик коррекции На коврике приклеены цветные геометрические фигуры. Цель: развитие координации; укрепление мышечного корсета, формирование знаний о форме, цвете. Содержание: — прыжки с фигурки на фигурку на одной, двух ногах; - выполнение поз по заданию. 11. Волшебные палочки Разноцветные ленты крепятся на конце палочки. Длина ленточки 1м 20 см, длина палочки 25-30 см. Используются в подвижной игре для перешагивания, перепрыгивания, подпрыгивания. Содержание «Каникул Здоровья» Весенняя неделя здоровья
|