ПРОЕКТ «Создание единого здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУ и семье» |
Здоровье | |||
Автор: Дементьева Марина Александровна | |||
19.11.2015 15:28 | |||
ПРОЕКТ «Создание единого здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУ и семье» Разработала: инструктор по физической Культуре Дементьева М.А. СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность. «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». А. В. Луначарский Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОУ, так как детский сад посещают дети с ослабленным иммунитетом. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и возможностей. Прежде всего здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микроклимата, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Однако мы можем констатировать явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании и укреплении здоровья детей (результаты мониторинга). С этой позиции более полноценное физическое развитие и оздоровление детей возможно при сотрудничестве семьи и детского сада, как двух основных социальных структур, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «семья, и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительно делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщения и взрослых и детей к здоровому образу жизни. Срок реализации проекта. Срок реализации проекта 2014-2016 год.
Цели, задачи, основная идея предлагаемого инновационного проекта Цель: Создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья». Задачи:
Гипотеза: Если установить тесное эффективное сотрудничество педагогов с семьей посредством привлечения родителей к проектной деятельности по здоровьесбережению дошкольников, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в воспитании здорового ребенка и приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни. Основные идеи проекта: Проблема взаимодействия с родителями в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни исследуется в русле проектировочной деятельности. Новизна проекта заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности, в том числе и реализации мини-проектов на основе использования следующих принципов:
v Выход дошкольного учреждения на новый этап развития. v Повышение престижа учреждения в социуме. v Внедрение новых образовательных мини проектов. v Повышение эффективности процесса обучения. v Повысить эффективность взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. v Повысить уровень физической подготовленности и двигательной активности детей. v Снизить заболеваемость детей. v Привести физкультурное оборудование в соответствие с нормами СанПиН и ФГОС к условиям реализации образовательной программы ДОУ. v Расширение поля деятельности воспитанников и педагогов и родителей, обогащение представлений о здоровьезбережении в домашних условиях и в условиях ДОУ, повышение качества образовательного процесса, внесение существенного разнообразия в жизнь воспитанников и жизнь семей. v Профессиональный рост педагогов. v Популяризация и внедрения в работу детского сада инновационного опыта работы педагогов-новаторов. 8. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта. v Совместимость проекта с долгосрочными планами детского сада v Соответствие проекта отношению организации к нововведениям v Соответствие проекта потенциалу роста организации; v Устойчивость положения организации v Соответствие проекта критериям эффективности финансирования v Стартовые затраты на осуществление проекта v Наличие финансов в нужные моменты времени v Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта v Необходимость образовательных нововведений для осуществления проекта v Наличие производственного персонала и соответствие его квалификации требованиям проекта. v Потребность в дополнительном оборудовании v Возможная реакция мнения родительской общественности на осуществление проекта. Данные критерии и показатели оценки результативности и эффективности дают возможность оценить достижения инновационного проекта. 9. Описание основных мероприятий инновационного проекта (исходные концептуальные положения, этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме инновационного проекта). 1 этап проекта – «Организационно — деятельностный» включает в себя: 1. Работа с педагогами -На первом этапе педагогический коллектив был ознакомлен с целями, задачами, ожидаемыми результатами, основным содержанием, механизмами реализации данного проекта. Здесь для нас было главное, донести основную идею о создании единого здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье, ориентировать педагогов и специалистов детского сада на активную позицию взрослых в воспитании здорового ребёнка. -Далее была сформирована творческая группа, которая является координатором проекта. Хочется отметить, что наша творческая группа была сформирована по личной инициативе каждого участника, в неё вошли наиболее заинтересованные и компетентные в данной проблеме сотрудники нашего детского сада: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, 4 воспитателя, старшая медицинская сестра. Цель работы творческой группы: объединить стремление педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование валеологической грамотности и потребности в здоровом образе жизни. Основные направления работы: v Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду (использование вариативной физкультурно-игровой среды в группах, физкультурном зале, спортивной площадке и участках ДОУ), v Ресурсное обеспечение (материально-техническое оснащение и научно-методическое обеспечение педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников; v Повышение профессионального мастерства педагогов детского сада; v Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий; v Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми участниками образовательного процесса: педагогами, медицинским персоналом, администрацией детского сада, родителями. Каждый член творческой группы имеет возможность вносить свой вклад в разработку инновационного проекта, ориентируясь на конечный результат всей работы. Коллективно-распределительная деятельность в творческой группе построена на основе распределения всего объема работы на всех сотрудников: v Информационно-аналитическая деятельность (создание службы мониторинга; формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни, состоянию здоровья детей). v Мотивационно-целевая (разработка методов стимулирования). v Планово-прогностическая (участие членов коллектива в планировании оздоровительной работы; выделение показателей достижения целей). v Организационно-исполнительская (создание координационного совета, работа медико-психолого-педагогической службы). v Контрольно-диагностическая деятельность (нацеленность системы контроля на конечный результат; использование различных форм общественного контроля: творческие отчеты, презентации, публичные выступления). v Регулятивно-коррекционная деятельность (создание проблемной группы по внедрению проекта, технологий). -Работа по укреплению материально-технической базы, подбор материалов, пополнение предметно-развивающего пространства групп для реализации темы проекта. -Разработка конспектов образовательной деятельности. -Разработка мини проектов. 2. Работа с родителями - Согласие родителей на участие детей в образовательной деятельности -Анкетирование родителей. - Информирование родителей о задачах и содержании работы - Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий в домашних условиях» На этом этапе проекта используются теоретические методы (изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта, нормативных и инструктивных документов); Прогнозируемые результаты 1 этапа: v Открытая, доступная инфраструктура образования, позволяющая быстро реагировать на любые инновации. v Рейтинг педагогов, выявление проблем и работа над ними. Систематизация методических разработок (планы, конспекты, мультимедийные презентации). v Повышение качества образовательного процесса в совместной деятельности воспитателей и родителей. v Разработка критериев оценки эффективности использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно — образовательном процессе. 2 этап проекта – «Внедренческий. Практический» включает в себя: 1. Работа с педагогами - Разработать программу по совместной деятельности специалиста с семьей. - Подобрать диагностический инструментарий для мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта - Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ и городского округа по использованию здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУ и семье. - Самообразование. 2. Работа с детьми. -Повышение уровня физической подготовленности и двигательной активности детей. -Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в в образовательной деятельности. - Диагностика показателей результативности реализации программы 3. Работа с родителями -Налаживать эффективное взаимодействие с родителями по пропаганде здорового образа жизни, осознанию важности гигиенической и двигательной культуры, необходимости выполнения закаливающих мероприятий. -Приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества. Использовать здоровьесберегающие технологий в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам оздоровления детей следующим образом: - Привлечение родителей к созданию обучающих презентаций для детей «Здоровый образ жизни моей семьи», «Режим выходного дня моей семьи» - Использование Интернет-ресурсов для взаимодействия с родителями. Для успешной работы с родителями мы используем план изучения семьи: v Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения). Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.). v Стиль и фон семейной жизни, какие впечатления преобладают — положительные и отрицательные, причины семейных конфликтов. v Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка. v Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения. Методы, используемые педагогами в работе: ü Анкета для родителей. ü Беседы с родителями ü Беседы с ребенком ü Наблюдение за ребенком ü Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми ü Посещение семьи ребенка. С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
Прогнозируемые результаты 2 этапа: Система оздоровления детей в домашних условиях мотивацию детей к обучению в ДОУ, вовлечет воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует двигательную деятельность. Активное внедрение этих технологий является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям здоровьесберегающего пространства и процессу реформирования традиционной системы образования. В качестве средства контроля и обеспечения достоверности результатов на 2 этапе проекта используется диагностика показателей результативности реализации программы на начало и конец учебного года. Результаты анкетирования родителей по здоровьесбережению ребенка. 3 этап проекта – «Заключительный. Итогово-обобщающий» включает в себя содержание: 1. Работа с педагогами - Проведение практического семинара по использованию и внедрению технологий совместной деятельности воспитателя и семьи. - Анализ результатов реализации проекта и перспективы развития детского сада. - Создание банка методических материалов по взаимодействию воспитателей, специалистов ДОУ и семьи в области здоровьясбережения. - Оформление и передача педагогического опыта через методические объединения, семинары-практикумы, размещение на сайте учреждения. 2. Работа с детьми - Использование индивидуального подхода в образовательной деятельности. -Повышение уровня физической подготовленности и двигательной активности детей. -Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в в образовательной деятельности. 3. Работа с родителями - Мастер-классы для родителей по здоровьезбережению детей дома. - Представление семейного опыта участия в проекте детского сада (представление детьми совместных проектов с родителями). -Повышать информированность и заинтересованность родителей, как потребителей образовательных услуг. -оформление родителями презентаций «Мой спортивный семейный отдых», «Наша спортивная семья» В этом этапе проекта используются эмпирические методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.); метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности. Прогнозируемые результаты 3 этапа: Анализ накопленного педагогического опыта в контексте заявленных преобразований, выявление проблем, дополнение планов мероприятий по их реализации, через самосовершенствование и в ходе экспериментальной, исследовательской работы. Отработанная, эффективная система применения здоровьесберегающих технологий усилит положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность детей; будет способствовать повышению качества образования. Оформление и передача педагогического опыта должны осуществить более массовое внедрение использования здоровьесберегающих технологий и повышения качества образовательного процесса в совместной деятельности воспитателя и семьи.
|