Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста |
Здоровье | |||
Автор: Белоусова Наталья Ильинична | |||
08.11.2015 22:30 | |||
Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста Итоговая работа Выполнил: Белоусова Наталья Ильинична МБДОУ №350 «Яблонька» Воспитатель Cамара 2015 Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания физической культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Целью нашей работы стало: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья. Задачи:
2 Семья как фактор воспитания Семья — ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни. Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, — но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. …Каждый раз, когда родители сдерживают в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, они исполняют только свою обязанность. Дети наверное заметят, хотя в детстве, может быть и не формулируют эту работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут — сперва по подражанию, потом по убеждению — управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания. К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюнян. По ее мнению, существует три варианта семьи; традиционная, детоцентрическая и супружеская. В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную" структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.
2. 1. Рекомендации по установлению отношений сотрудничества с ребенком А. Адлера:
Основные подходы к обучению родителей (адлерианский, гуманистический тренинг родительской эффективности, бихевиоральный подход. Игровая терапия детско-родительских отношений). Обучение родителей – это отдельное направление. Направления обучения родителей:
Зачем это нужно?
Основные программы обучения родителей:
Дрейкурц. 4 неправильные цели поведения ребенка:
Направление, основанное на поведенческой терапии (идеи Скиннера об оперантном научении) Направление, основанное на идеях Рождерса (развито Гордоном «Тренинг родительской эффективности») Подход Гордона: У любого человека есть стремление к самореализации, развитию, и если общество его не понимает, то у него формируются защиты, человек не принимает себя, своего опыта. Работа с собственным опытом, с самопринятием. Гордон создал «Тренинг эффективности». Здесь важно отделять проблему ребенка от проблемы родителя. Однако бывают такие проблемы, которые и не ребенка и не родителя. В зависимости применяются разные техники:
Этапы активного слушания: Внимательное выслушивание Отражение чувств Обратная связь Выработка поведения Помощь в реализации
Эта техника направлена на то, чтобы ребенок услышал родителя Высказывание строится таким образом: Родитель говорит о своих чувствах Родитель описывает поведение ребенка Объяснительная часть (почему?) Как бы он хотел, чтобы себя вел ребенок Пример: «Я чувствую раздражение, когда ты не выносишь ведро, потому что тогда в квартире неприятный запах, и я бы хотела, чтобы ты каждый вечер выносил ведро» Родителям объясняют, какие высказывания являются неэффективными. Неэффективная коммуникация:
Негативная оценка, осуждение, порицание Наклеивание ярлыков, обзывание. Высмеивание Похвала (неадекватная похвала, ребенка хвалят за то, чего он не сделал, не осуществил, это вызывает у ребенка подросткового возраста агрессию) Захваливание (у ребенка ведет к неадекватной самооценке)
«Я знаю, почему ты это сделал, я знаю». Ребенок здесь как объект анализа, у ребенка создается ощущение небезопасности Вопросы, расследования, допросы
Эффективная коммуникация состоит из:
Активные методы работы с родителями Представление о том, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте требуется значительно большая затрата энергии, глубоко укоренилось в нашем сознании. Однако это представление неправильное, и, опираясь на разумное использование жизненного и взрослого опыта, можно существенно снизить затраты сил и времени. Теория и практика организации работы с родителями может строиться на разных концепциях. Не существует какой-то одной теории, а есть множество разных направлений, подходов, точек зрения. Нам известно немало мудрых изречений и наставлений, однако, воплощённые в мудрых мыслях, истины, касающиеся практической жизнедеятельности, не будучи пережиты индивидом, не могут органично включаться в систему его собственной регуляции. Поиск готовых образцов, схем «мудрого поведения», как отмечает Л. Г. Гримак, безнадёжен и тормозит собственное творческое развитие личности. Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях. Исследовательская ориентация в организации работы с родителями предполагает изменение роли психолога. В идеале психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей. В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, тесты. 3 Воспитание детей дошкольного возраста при использовании технологий: здоровьесберегающих и здоровьеформирующих. Проанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам здоровьесбережения в практике дошкольного образования можно констатировать, что данной проблеме уделяется значительное внимание. Создана система физкультурно-оздоровительной работы. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала. Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60% не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности. Определяют основные принципы при работе с семьей.
Д.Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:
3. 1Формы работы с семьей. Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
|