Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в ДОУ |
Здоровье | |||
Автор: Исаева Ольга Сергеевна | |||
10.08.2015 16:25 | |||
Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в ДОУ Разнообразные медицинские, социологические, демографические исследования, показывают устойчивую тенденцию к ухудшению физического и психического здоровья детей. Значительно увеличилось число показателей в нарушении иммунитета. Ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы, органов дыхания, нервной системы и т.д. У 60% шестилетних детей наблюдается психофизиологическая незрелость, которая проявляется в недостаточном развитии сложно-координированных движений кистей рук, пальцев, в неравномерности динамической организации движения (импульсивности), в трудностях развития вербально — логического мышления и синдрома дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью. В связи с этим Правительством Российской Федерации принята целевая программа «Дети России», одной из целей которой является сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах развития.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. Нужен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Здоровьесберегающие технологии Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константного целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития. Совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка. Принципы, лежащие в формировании единства, это:
Формами организации здоровьесберегающей работы являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая), двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, на стадион, в лес), физкультурные досуги, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде. Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
На практике используют следующие здоровьсберегающие технологии: - технологии сохранения и стимулирования здоровья - технологии обучения здоровому образу жизни - коррекционные технологии Технологии сохранения и стимулирования здоровья - Стретчинг — не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. - Динамические паузы — во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры — как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используют лишь элементы спортивных игр. Релаксация — в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Хорошо, если есть в детском саду специальный релаксационный кабинет. Гимнастика пальчиковая — с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Гимнастика для глаз — ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Гимнастика дыхательная — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Динамическая гимнастика — ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Гимнастика корригирующая — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Гимнастика ортопедическая — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурное занятие — 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст-15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) — в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры — 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Занятия из серии «Здоровье» — 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. В утренние часы полезно проводить точечный массаж, особенно в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули) Коррекционные технологии Технологии музыкального воздействия — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Сказкотерапия — 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Технологии воздействия цветом — как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Остановимся на закаливании, как важном звене в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни группы и всего детского учреждения. - солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе — 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти). В среднем возрасте полезно воздушное душирование — это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л. Лебедь. В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон). В старшей группе следует использовать горячее обтирание проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры. При карантинном режиме применять полоскание горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27. В подготовительной группе полезен «рижский метод» — топтание на гальке в солевом растворе. В повседневной работе используют начиная с младшей группы схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписано в какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером). Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
|