Опыт работы по формированию основ Валеологии у младших дошкольников |
Здоровье | |||
Автор: Шабловская Елена Викторовна | |||
03.08.2015 19:31 | |||
Опыт работы по формированию основ Валеологии у младших дошкольников (2 младшая группа) Автор Шабловская Елена Викторовна. Уважаемые коллеги предлагаю вам опыт работы по формированию основ валеологии у младших дошкольников (2младшая группа). К статье прилагается презентация. Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский В. А. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Здоровье на 50% зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает. Наши дети много времени проводят в ДОУ и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития.
Существует множество факторов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей:
На этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни. "Валеология" отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни. С опытом работы по этой теме я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги. Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ — это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни! Термин "Валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" — "наука". Таким образом, валеология — наука о здоровье. Валеология, как наука возникла не так давно. "Отцом" современной валеологии, называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу. Свою работу начала с проведения анкетирования родителей воспитанников по теме «Физическое развитие ребенка в домашних условиях» и др. Мною также были изучены литературные источники: методические пособия, статьи, научная и специальная литература. Сформирована предметно-пространственная развивающая среда в группеЗатем был разработан и включен в образовательный процесс перспективно тематический план. Учитывая наглядно — действенный и наглядно — образный характер мышления дошкольников, материал образовательной деятельности строился на методах формирования новых знаний и способов деятельности детей (наглядных, словесных и практических). Для этого использовала: НОД, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, простейшие эксперименты. Данные формы организации детей были включены в педагогический процесс, в первой или во второй половине дня, в разные режимные моменты, индивидуально, с группой или подгруппой детей, длительностью от 5 – 15 минут. Темы образовательной деятельности были выбраны с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и реализовывались в игровой форме: «Носики-курносики», «Мыльные перчатки», «мама купает дочку» «Делаем прическу», Разнообразные подвижные игры и т.д. При знакомстве с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей, режимных моментах, например при одевании на улицу говорила: Давайте завяжем шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Хорошо помогают в работе пословицы и поговорки, стихи дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз». В сюжетно-ролевой игре, «Больница», где происходило знакомство с работой врача, дети выполняли соответствующие игровые действия, внимательно относились к заболевшему, называли и использовали в игре медицинские инструменты. А экскурсия в медицинский кабинет ДОУ с целью наблюдения за работой медицинской сестры, закрепила знания детей. В непосредственно-образовательной деятельности детям предоставляется возможность участвовать в экспериментальной деятельности. Например: Проведем эксперимент: —Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках? —Можете? Почему? —Теперь снова закройте глаза. (Стучу молоточком) А теперь, какой предмет находится у меня в руках? —Почему вы догадались, что это молоточек, ведь вы его не видели. Вывод: Какой орган чувств помог нам? Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя различные пальчиковые игры в работе, дети легко запоминали названия пальцев. Особенно хорошо закрепляются полученные знания детьми во время ежедневного проведения утренней гимнастики, динамических пауз, физкультминуток, гимнастики после сна. Оздоровительные мероприятия помогли мне в решении множества задач, таких как:
- формировать гармоничную личность. Многочисленные исследования показывают, что успех в развитии ребенка на 80% зависит от слаженной работы педагога с родителями. Работу с родителями тоже организовываю разнообразными методами и приемами в целях более глубокого просвещения в валеологическом образовании. С целью привлечения родителей, была проведена фотовыставка «Здоровый ребенок в здоровой семье». Родители воспитанников принесли фотографии семейного спортивного отдыха с детьми. В группе функционирует «уголок Здоровья» для родителей. Были проведены беседы и консультации на тему оздоровления детей. Мы стараемся поддерживать дружеские связи с детьми и их родителями, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для совместного активного отдыха. Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель — воспитывать здоровых детей.
|