«Здоровым будешь, все добудешь»
Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля. Цицерон. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Данные исследований показывают, что за последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10 % от числа детей, идущих в первый класс.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Очень важно сформировать у детей представление о здоровье, как к одной из главных ценностей жизни. Статистика утверждает, что здоровье ребенка зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья нам, взрослым - родителям и педагогам, повлиять практически невозможно, то на другие 50% - можно и нужно. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Ведь здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице или дома. Поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Предлагаю вашему вниманию задание «Найди правильный ответ», выполнив которое мы выделим компоненты здорового образа жизни, итак первый вопрос: 1. Закончи определение: отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие: Здоровье Сон Питание 2. Закаливание это - Тренировка организма к действию различных метеорологических факторов Физические упражнения Прогулки 3. Система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального личностного и физического здоровья всех субъектов образования: Физическая культура Здоровьесберегающие технологии Компьютерные технологии 4. Что согласно известному лозунгу, является залогом здоровья: Красота Чистота Доброта 5. Как называется наука о здоровье:
- Физиология
- Геронтология
- Валеология
6.Существует множество пословиц и поговорок о здоровье. В какой из перечисленных пословиц допущена ошибка: Здоровье за деньги не купишь Здоровье дешевле богатства Здоровье дороже всего на свете 7. Состояние, при котором замедляется большинство физиологических процессов и создаются лучшие условия для восстановления работоспособности организма Сон Игра Отпуск 8.К какой образовательной области можно отнести следующую пословицу: «Двигаюсь, значит, живу» - Музыка Здоровье Физическая культура 9. Какое из перечисленных высказываний нельзя отнести к образовательной области «Здоровье» Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования 10. Рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток это – Игра Занятие Режим дня Подведем итог: Факторы, влияющие на здоровье: -соблюдение режима дня -организация двигательной активности, длительность прогулки -закаливание -полноценное и рациональное питание -условия жизни в семье -полноценный сон -выполнение культурно-гигиенических норм и правил -т.е. здоровый образ жизни семьи -влияние окружающей среды, экология - наследственность -уровень развития здравоохранения и образования и т.д. В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:
-утренняя гимнастика -физкультурные занятия в зале и на воздухе -прогулка -подвижные игры -физкультминутки на занятиях -гимнастика для глаз -динамическая пауза -артикуляционная гимнастика -пальчиковая гимнастика -релаксационная пауза -корригирующая гимнастика после сна -дыхательная гимнастика -психогимнастика -различные виды закаливания и т.д. Кроме этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как: - рациональный двигательный режим, - разумное чередование умственной и двигательной нагрузок, - соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей, - смена на занятии различных видов деятельности. Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём. Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках! Отвечая на вопрос: что мы можем сделать в повышении роли родителей в приобщении детей к ЗОЖ? Только постоянная последовательная просветительская квалифицированная работа персонала детского сада можно добиться того, чтобы дети были здоровы Просветительские формы: (примерные ответы) Дни открытых дверей; Эпизодические посещения родителями д./сада; Открытые просмотры занятий, физкультурных досугов, праздников; Видеофильмы или их фрагменты на темы воспитания ЗОЖ; Выставки детских работ по теме; Фотовыставки; Информационные проспекты; Информационные стенды; Папки – передвижки; Тематические выставки; Мини - газеты, книги, статьи по данной проблеме; Консультации, рекомендации, беседы (индивидуальные и групповые); Различные формы родительских собраний, лекториев;
Формы совместной деятельности: (примерные ответы) Семейные клубы; Общественные объединения; Совместное проведение семейных праздников, развлечений, походов, экскурсий; Совместное проведение досуга родителей и детей; Организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей; Совместная организация каникулярного отдыха детей
У меня есть могучее дерево – дуб (нарисованное на ватмане). В древности люди его ассоциировали со здоровьем. Но наше дерево без листочков. Я предлагаю вам сейчас украсить этот “Дуб” листочками, на которых вы напишите компоненты здорового образа жизни.
|