Управление оздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса |
Здоровье | |||||||||||
Автор: Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна | |||||||||||
15.02.2015 14:43 | |||||||||||
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА » 1.Значительное влияние на формирование здоровья детей, проживающих в экологических условиях мегаполиса, оказывает организация оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Физические упражнения должны выступать основным средством этого процесса, так как они:
2. Эффективная организация оздоровительного процесса в дошкольном учреждении основана на грамотных управленческих действиях руководителя педагогического коллектива, которые приводятся в соответствие с постоянно изменяющимися представлениями о возможности и целесообразности использования, различных физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательном процессе. 3. Концепция управления оздоровлением детей в экологических условиях мегаполиса основывается на идее приоритетного использования средств физической культуры в процессе деятельности дошкольного учреждения. Управление оздоровлением можно представить как совокупность трех компонентов: маркетинга, физкультурно-оздоровительного процесса и финансов. Занятия физическими упражнениями должны выступать как фактор интеграции всех оздоровительных мероприятий, осуществляемых в дошкольном учреждении. 4. В организации физкультурно-оздоровительной работы целесообразно выделять компоненты основного и сопутствующего оздоровительного воздействия. Основное оздоровительное воздействие обеспечивается использованием физических упражнений, способствующих нормальному развитию опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей. Составляющие компонента сопутствующего оздоровительного воздействия призваны усиливать оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и включают: рациональное питание, экологически безопасную окружающую среду, экологическое образование педагогов, детей и их родителей, а также взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Начало ХХІ века ознаменовалось выраженным интересом к проблемам экологического образования как новой области педагогики. Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано обществом как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания. А дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Главная направленность — подчеркнуть единство природы и человека, их взаимосвязь и взаимозависимость. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности. Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009, № 655) указывают на учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. На необходимость целесообразного и преимущественного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности также указывается в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 10.03.2000, № 16/23-16. ФГТ Тенденцией целостного системного подхода к изучению природы является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чтение, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов природы, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетическое направления образования. Работа в данном направлении потребовала конструирования модели интеграции разных форм дошкольного образования, разработки вариативного компонента содержания экологического образования по формированию у детей экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе. Чтобы не увеличивать объем и темп учебной нагрузки, педагоги отметили целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. Наиболее органичное сочетание представляют, на наш взгляд, экологическое образование и физическая культура. Они имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач:
Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний варьируется. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Педагогическими условиями реализации разработанных занятий являются: - обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников; - наличие экологической тропинки как необходимого элемента предметно-пространственной и физкультурно-игровой развивающей среды; - осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка. Общение с природой в практической повседневной жизни - это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья. Создание новых интегрированных оздоровительных программ может служить одним из путей решения проблемы состояния здоровья подрастающего поколения. Физкультурно-экологическая работа явилась основополагающей при разработке программы «Экотуристы» ( программа рассчитана на цикл тематических прогулок). Содержание программы направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у них системы знаний о природе Байкальского региона, выработку активной жизненной позиции по сохранению природной среды, приобщение к здоровому образу жизни. Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области экологии, туризма, краеведения. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях (походы пешком, на лыжах) развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. В частности, предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия в виде экологических походов. Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. Экологизация физического воспитания предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания, включение в содержание занятий сложных упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, сообщение детям знаний, способствующих сохранить и укрепить здоровье в условиях неблагоприятной экологической обстановки, характерной для большинства районов Москвы, организацию и проведение походов, прогулок-экскурсий в природу, обучение правилам безопасности во время прогулок-экскурсий и походов. Успех физкультурно-экологической работы будет обеспечиваться несколькими обязательными условиями: - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями; - созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей; - накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования; - повышением квалификации и уровня экологического образования и культуры работников ДОУ; - пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей и педагогов ДОУ; - установлением связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования; - разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями. Для сформированности прочной базы норм и правил поведения в природе, познавательных, трудовых, эколого-гигиенических и других умений необходима система непрерывного экологического образования «детский сад-школа». Поэтому программа ”Экотурист” является начальным этапом в системе формирования у детей экологической культуры рекреационной деятельности в процессе природопользования и даст дошкольникам базовые знания и умения в области экологического образования. В плане дальнейшего развития инициативы, активизации инновационного поиска в области экологического, здоровьесберегающего образования предполагается создание целостной системы экологического образования дошкольников и школьников в условиях нашего микрорайона.
|