Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Управление оздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса
Здоровье
Автор: Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна   
15.02.2015 14:43

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ  ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА »

1.Значительное влияние на формирование здоровья детей, проживающих в экологических условиях мегаполиса, оказывает организация оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Физические упражнения должны выступать основным средством этого процесса, так как они:

  • имеют преимущество в организационно-методическом обеспечении деятельности  дошкольного учреждения:
  • обладают не меньшим, а в ряде случаев большим оздоровительным эффектом по сравнению с лечебными процедурами, применяемыми в дошкольном учреждении.

 2. Эффективная организация оздоровительного процесса в дошкольном учреждении основана на грамотных управленческих действиях руководителя педагогического коллектива, которые приводятся в соответствие с постоянно изменяющимися представлениями о возможности и целесообразности использования, различных физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательном процессе.

 3. Концепция управления оздоровлением детей в экологических условиях мегаполиса основывается на идее приоритетного использования средств физической культуры в процессе деятельности дошкольного учреждения. Управление оздоровлением можно представить как совокупность трех компонентов: маркетинга, физкультурно-оздоровительного процесса и финансов. Занятия физическими упражнениями  должны выступать как фактор интеграции всех оздоровительных мероприятий, осуществляемых в дошкольном учреждении.

 4. В организации физкультурно-оздоровительной работы целесообразно выделять компоненты основного и сопутствующего оздоровительного воздействия. Основное оздоровительное воздействие обеспечивается использованием физических упражнений, способствующих нормальному развитию опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей. Составляющие компонента сопутствующего оздоровительного воздействия призваны усиливать оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и включают: рациональное питание, экологически безопасную окружающую среду, экологическое образование педагогов, детей и их родителей, а также взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.

     Начало ХХІ века ознаменовалось выраженным интересом к проблемам экологического образования как новой области педагогики. Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интеграль­ный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, со­циальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование офи­циально признано обществом как одно из приоритетных направлений совершен­ствования деятельности образовательных систем.

Существующее на данном этапе обострение экологических проблем дик­тует необходимость работы по формированию у детей экологического созна­ния. А дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитив­ное отношение к природе, себе и другим людям. Главная направленность — подчеркнуть единство природы и человека, их взаимосвязь и взаимозависимость. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью приро­ды, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдени­ем определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.

Фундамент экологического образования, несомненно, должен заклады­ваться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необ­ходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегри­рованного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольни­ков.

Федеральные государственные требования  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009, № 655) указывают на учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

На необходимость целесообразного и преимущественного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности также указывается в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 10.03.2000, № 16/23-16. ФГТ

Тенденцией целостного системного подхода к изучению природы является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельнос­ти (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чте­ние, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов при­роды, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетичес­кое направления образования.

Работа в данном направлении потребовала  конструирования  модели интеграции разных форм дошкольного образования, разработки вариативного компонента содержания экологического образования по формированию у детей  экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе. Чтобы не увеличивать объем и темп учебной нагрузки, педагоги отметили целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Наиболее органичное сочетание представляют, на наш взгляд, экологиче­ское образование и физическая культура. Они имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач:

 

Задачи физического воспитания

Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

2. Помогать  детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в  здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.

3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

 

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний варьируется. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.

Педагогическими условиями реализации разработанных занятий являются:

- обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;

- наличие экологической тропинки как необходимого элемента предметно-пространственной и физкультурно-игровой развивающей среды;

- осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.

Общение с природой в практической повседневной жизни - это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.

Создание новых интегрированных оздоровительных про­грамм может служить одним из путей решения проблемы состояния здоровья подрастающего поколения. Физкультурно-экологическая работа явилась основополагающей при разработке программы «Экотуристы» ( программа рассчитана на цикл тематических прогулок).

Содержание программы направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у них системы знаний о природе Байкальского региона, выработку активной жизненной позиции по сохранению природной среды, приобщение к здоровому образу жизни.

Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области экологии, туризма, краеведения.

Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях (походы пешком, на лыжах)  развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.

В частности, предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия в виде экологических походов.  Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

Экологизация физического воспитания предусматривает согласование про­грамм физического и экологического воспитания, включение в содержание занятий сложных упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, сообщение детям знаний, способствующих сохранить и укрепить здоровье в условиях не­благоприятной экологической обстановки, характерной для большинства рай­онов Москвы, организацию и проведение походов, прогулок-экскурсий в при­роду, обучение правилам безопасности во время прогулок-экскурсий и походов.

Успех физкультурно-экологической работы будет обеспечиваться не­сколькими обязательными условиями:

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;

- созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;

- накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

- повышением квалификации и уровня экологического образования и культуры работников ДОУ;

- пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей

и педагогов ДОУ;

- установлением связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологиче­ского образования;

- разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физ­культурно-экологической работы с детьми и родителями.

Для сформированности прочной базы норм и правил поведения в природе, познавательных, трудовых, эколого-гигиенических и других умений необходима система непрерывного экологического образования «детский сад-школа».  Поэтому программа ”Экотурист” является начальным этапом в системе формирования у детей экологической культуры рекреационной деятельности в процессе природопользования и даст дошкольникам базовые знания и умения в области экологического образования.

В плане дальнейшего развития инициативы, активизации инновационного поиска в области экологического, здоровьесберегающего  образования предполагается создание целостной системы экологического образования дошкольников и школьников в условиях нашего микрорайона.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год